Виагра снижает риск развития рака кишечника

Синие таблетки в форме ромбов хорошо известны как тем, кто испытывает сложности с эрекцией, так и страдающим лёгочной гипертензией. Возможно, в будущем они станут ещё и средством профилактики колоректального рака.

Ежедневный приём небольшой дозы Виагры существенно снизил риск развития колоректального рака (рака кишечника) у модельных животных. Для эксперимента животные были генетически модифицированы таким образом, чтобы быть уязвимыми именно к колоректальному раку, занимающему третье по распространённости место среди причин смерти от онкологических заболеваний в мире.

«Виагра в два раза уменьшила частоту формирования полипов, аномальных и часто бессимптомных образований на слизистой, способных превращаться в раковые опухоли», — говорит доктор Даррен Браунинг (Darren Browning), онколог-исследователь из Онкологического центра Джорджии (Georgia Cancer Center) и Медицинского колледжа Джорджии (Medical College of Georgia) Университета Огаста (Augusta University).

Следующим шагом станет проведение клинических испытаний Виагры с участием пациентов, находящихся в группе риска развития колоректального рака. В частности, тех, у кого сильно отягощён семейный анамнез, тех, у кого уже неоднократно выявлялись полипы, а также тех, кто страдает воспалительными заболеваниями кишечника, например колитами.

Доктор Браунинг отмечает, что Виагра годами применяется в самых разных дозировках и у самых разных пациентов, от недоношенных младенцев с лёгочной гипертензией до пожилых мужчин с эректильной дисфункцией.

В рамках эксперимента Виагра добавлялась в питьевую воду мышей с особой генетической мутацией, встречающейся и у людей. Эта мутация приводит к формированию сотен полипов, причём их образование начинается уже в подростковом возрасте и практически всегда приводит к развитию рака.

«Давая детскую дозу Виагры, мы смогли вполовину уменьшить число опухолей у подопытных животных», — добавляет доктор Браунинг.

Виагра известна своей способностью расширять клетки гладкой мускулатуры вокруг кровеносных сосудов. Это помогает сосудам наполниться кровью, решая одновременно проблему эректильной дисфункции и лёгочной гипертензии. Но сотрудникам лаборатории доктора Браунинга удалось показать, что Виагра также повышает уровень циклического гуанозинмонофосфата, который, в свою очередь, воздействует на кишечную выстилку или эпителий.

Хотя точные механизмы пока неясны, уже известно, что гуанозинмонофосфат подавляет избыточное размножение клеток, иногда «включающееся» в кишечнике. Кроме того, он стимулирует процессы нормальной клеточной дифференциации и элиминации аномальных клеток путём апоптоза.

На уже существующие полипы препарат не влиял. Это позволяет предположить, что создание препаратов, воздействующих на концентрацию в организме гуанозинмонофосфата, может рассматриваться именно как профилактическая, но не лечебная стратегия.

В рамках исследования учёные также экспериментировали с препаратом под названием «линаклотид». Обычно врачи его выписывают для борьбы с заболеваниями, сопровождающимися запорами, например, с одной из разновидностей синдрома раздражённого кишечника. Как и Виагра, линаклотид повышает содержание гуанозинмонофосфата. В эксперименте он также уменьшил интенсивность образования полипов, однако приём линаклотида сопровождался неприятным побочным эффектом в виде диареи. Так как диарея развивалась вне зависимости от дозировки, пациенты вряд ли сочтут возможным принимать такой препарат долго — даже для того, чтобы снизить риск развития рака. В то же время, побочных эффектов при приёме низких доз Виагры практически не регистрировалось ни в клинической практике, ни в лабораторных условиях.

Исследование, посвящённое использованию Виагры для профилактики колоректального рака, опубликовано в издании Cancer Prevention Research.