Микроскоп для смартфона: тысячекратное увеличение и стоимость менее одного доллара

Исследователи рассматривают искусственные споры сибирской язвы через 1000-кратный микроскоп, напечатанный на 3D-принтере.

Сотрудники Тихоокеанской северо-западной национальной лаборатории Министерства энергетики США представили концепт микроскопа, стоимость которого составляет для конечного пользователя менее одного доллара. Микроскоп представляет собой насадку на смартфон и увеличивает до 1000 раз изображение, фиксируемое камерой мобильного устройства.

Столь низкая стоимость объясняется тем, что насадка состоит буквально из двух деталей: стеклянного шарика, выполняющего роль увеличивающей линзы, и пластикового крепления на корпус, которое фиксирует оптический элемент напротив камеры смартфона. Одновременно насадка призвана удерживать объект съёмки в фокальной плоскости.

Авторы изобретения предполагают, что крепления будут изготавливать для себя сами пользователи, печатая их на 3D-принтере. На сайте лаборатории уже выложены файлы для принтера, с помощью которых можно напечатать различные варианты креплений. Предусмотрены три конструкции микроскопа: с увеличением в 100, 350 и 1000 раз; они различаются параметрами крепления и диаметром используемых стеклянных шариков. Тысячекратное увеличение достигается с помощью бусины диаметром 0,1 мм, 350-кратное и 100-кратное — бусинами с диаметрами 1 и 3 мм, соответственно.

Насадка с линзой
Насадка для смартфона и стеклянные шарики, используемые как увеличивающие линзы.
Подобные шарики выпускаются промышленностью, например, для светоотражающих дорожных покрытий, и предлагаются в свободной продаже. Ссылки на ресурсы, где их можно приобрести, тоже размещены на сайте лаборатории. Естественно, шарики можно купить только в больших количествах, и заявленная стоимость микроскопа достигается при больших объёмах производства.

Таким образом, сделать такой микроскоп в домашних условиях может любой желающий уже сейчас.

Создатели предполагают, что подобные микроскопы будут востребованы в учебных заведениях, а также в развивающихся странах для медицинских целей. 100-кратное увеличение подойдёт для изучения строения клеток и кристаллов, 350-кратное достаточно для обнаружения простейших и паразитов в воде или образцах крови. С помощью 1000-кратного микроскопа можно наблюдать патогенные процессы.

Дешевизна насадки упрощает её использование с опасными веществами и организмами, так как после контакта с ними микроскоп можно просто утилизировать.