Учёные продолжают работу над «прививкой от кариеса»

Китайские учёные занимаются разработкой вакцины, теоретически способной защитить от кариеса. Вакцина предназначена прежде всего для людей, которые не могут регулярно посещать стоматолога, чтобы проверить состояние зубов.

Результаты новой работы опубликованы в издании Scientific Reports. Группа исследователей из Института вирусологии в Ухане (em>кит. трад. 武汉病毒研究所, англ. Wuhan Institute of Virology, WIOV) сейчас работает над вакциной, предназначенной для защиты зубов от разрушения мутантными штаммами бактерий рода Streptococcus.

Основу вакцины составят белки. Ранее учёные пытались использовать рекомбинантные белки Pac в сочетании с рекомбинантным же флагеллином бактерий E. coli, однако такая вакцина обладала серьёзными побочными эффектами. В частности, она вызывала тяжёлое воспаление, повреждавшее ткани.

Затем учёные попытались использовать соединение KFD2-rPAc, созданное на основе упомянутого выше белкового комплекса. Таким образом исследователи надеялись уменьшить выраженность нежелательных эффектов.

Серия экспериментов на мышах и крысах показала, что новый прототип вакцины обладает как профилактической, так и терапевтической активностью. Кроме того, KFD2-rPAc переносится лучше, а действует интенсивнее, чем его предшественник.

Хотя службы стоматологической помощи в индустриальных странах непрерывно развиваются, кариес остаётся серьёзной проблемой. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), 60—90% детей школьного возраста и взрослых страдают от «дырок» в зубах.

Хотя результаты испытаний новой вакцины на животных выглядят многообещающе, пройдёт немало времени, прежде чем дети и взрослые смогут сделать «прививку от кариеса». Однако, после доработки вакцины и успешного прохождения клинических испытаний, пользу от неё смогут получить миллионы людей, сообщается в статье в Scientific Reports. А пока лучшее, что могут предложить учёные и дантисты — это регулярно пользоваться зубной щёткой и пастой в сочетании с зубной нитью.