Как мозг принимает решения? Ответит международная команда учёных

Фронтальная проекция одного из отделов мозга мыши. Автор: Luis de la Torre-Ubieta.

19 сентября стартовал проект «Международная лаборатория мозга» (International Brain Lab). В нём примут участие нейробиологи из двадцати научных центров, расположенных в Европе и США. Вместе учёные попытаются разобраться, каким образом мозг принимает решения. Судьбоносные вопросы вроде «Куда пойти учиться?» и «Подходит ли мне этот мужчина?» останутся за бортом: исследователи начнут с малого и займутся экспериментами на мышах. Зато мозг грызунов изучат во всех подробностях, вплоть до отдельных клеток.

«Все наши действия, все наши решения возникают в результате взаимодействия миллионов нейронов, — говорит один из участников проекта, профессор Кеннет Харрис (Kenneth Harris). — Прежде учёные пытались понять, как работают отдельные участки мозга — исследованиями занимались обособленные нейробиологические лаборатории, которые работали в отрыве друг от друга. Но чтобы разобраться, как мозг принимает решения, мы должны узнать, каким образом все эти регионы взаимодействуют между собой. Эта задача слишком сложна для какой-то одной лаборатории. Объединившись, мы надеемся подробно изучить активность мозга в целом».

Проект финансируют благотворительные организации Wellcome Trust и Фонд Саймонса (Simons Foundation), они выделили на исследования 14 миллионов долларов. Международная лаборатория будет виртуальной — учёные будут работать каждый в своём НИИ, обмениваясь информацией через интернет, при этом одна половина займётся экспериментами, а другая — теорией. Чтобы получать один и тот же результат, исследователи стандартизируют все процедуры: во всех двадцати центрах мышей будут кормить и тренировать совершенно одинаково, используя одно и то же оборудование и программное обеспечение. Это довольно необычный подход: сейчас большинство лабораторий занимаются исследованиями сами по себе, поэтому результаты экспериментов в разных местах могут существенно отличаться. «Такое происходит постоянно. Мы читаем работу, в которой описаны результаты, отличные от наших, и не знаем, чем это обусловлено: серьёзными причинами или небольшими различиями в том, как проводили опыт», — комментирует нейробиолог Энн Черчленд (Anne Churchland).

Участники проекта хотят узнать, как животные принимают решения на основе информации, поступающей от органов чувств. Один из экспериментов выглядит так: мышь видит перед собой на экране точки и поворачивает рычажок, в ту сторону, где они находятся, а пока она думает, нейробиологи регистрируют активность нейронов в разных частях мозга. Постепенно точки станут расплывчатыми, и задание усложнится, грызуну придётся принимать решение в условиях неопределённости. Этот эксперимент не так уж далёк от человеческой жизни: в дождь или туман водителям приходится сталкиваться с похожими ситуациями.

В настоящий момент над проектом работают специалисты из Стэнфорда, Принстона, Университетского колледжа Лондона, Высшей нормальной школы в Париже и Фонда Шампалимо в Лиссабоне, но позже к ним присоединятся другие учёные. Хотя Международная лаборатория пока не может дать ответы на философские вопросы о природе сознания, это неплохое начало. Поскольку, как говорит нейробиолог Маттео Карандини (Matteo Carandini), «Мы понятия не имеем, как работает мозг».