Иммунная система мышей включает механизм самоуничтожения грибков

Культура грибка <i>Aspergillus fumigatus</i> в чашке Петри.
Культура грибка Aspergillus fumigatus в чашке Петри.

Команда исследователей из США, Израиля и Германии обнаружила, что иммунная система мышей убивает грибковые споры. В работе, опубликованной в журнале Science, команда описала, как именно было открыто это свойство мышиного организма, и что в этом открытии может оказаться полезным для людей.

Вокруг нас множество грибков: в среднем человек вдыхает около 1 000 грибковых спор в день. Пока учёным не удалось понять, почему при этом у людей — в подавляющем большинстве случаев — не развивается грибковая инфекция. Чтобы разобраться в этом, исследователи изучили, как этот механизм действует у мышей.

Исследователи модифицировали штамм грибка Aspergillus fumigatus (самый распространённый вид грибка, вызывающий аспергиллёзы, заболевания дыхательной системы) так, чтобы он изменял цвет при наступлении клеточной смерти. У клеток мышей, людей и многих других организмов (включая грибы) существует встроенный режим саморазрушения — именно так поддерживается обновление клеток. Как только клетка достигает определённого возраста или получает повреждение, сигнал запускает последовательность действий, в результате которых клетка умирает. После этого она удаляется из организма.

Учёные установили, что процесс клеточной смерти включался вскоре после того, как иммунные клетки вступали во взаимодействие со спорами. Спора погибала, поэтому у инфекции не было шанса развиться.

Также исследователи установили, что у грибка A. Fumigatus есть ген AfBIR1, который предотвращает клеточную смерть. Активация этого гена приводила к тому, что среди подопытных мышей заболеваний лёгких становилось больше, подавление давало противоположный результат. Исследователи отмечают, что это открытие может помочь людям со слабым иммунитетом, которые часто страдают от грибковых заболеваний дыхательной системы. Разработка препарата, который будет подавлять действие AfBIR1 в грибках, поражающих человека, спасёт множество жизней.