Рыбки данио вместо мышей: будущее персонализированной химиотерапии

Малёк рыбы данио-рерио со злокачественной опухолью (помечена красным), выросшей из клеток онкобольного.

Группа учёных из Португалии впервые продемонстрировала возможность использования мальков аквариумной рыбки данио-рерио (Danio rerio) в качестве объекта для тестирования различных подходов к лечению злокачественных новообразований. Если результаты исследования подтвердятся, вскоре врачи начнут быстро и безопасно подбирать оптимальную терапию для конкретных больных. Работа была опубликована онлайн в издании Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS).

На сегодняшний день эффективность назначаемой химиотерапии обычно не тестируется на индивидуальном уровне. Врачи выписывают лекарства, ориентируясь на результаты масштабных клинических испытаний. Персонализированные же тесты, в ходе которых медики пересаживают опухолевые клетки мышам и уже на них испытывают разные препараты, доступны лишь в крупных клиниках и специализированных медицинских центрах.

Мыши относятся к млекопитающим, поэтому они достаточно близки нам с эволюционной точки зрения. Как правило, результаты «лечения» подопытных мышей с высокой точностью предсказывают ответ пациента на ту или иную терапию. Однако такое исследование занимает слишком много времени — опухоли в организме мыши требуется несколько месяцев, чтобы вырасти и сформироваться. Если же результаты новой работы, проведённой под руководством Риты Фиор (Rita Fior) и Мигеля Годино Феррейры (Miguel Godinho Ferreira), подтвердятся, то со временем на смену мышам могут прийти мальки данио. В таком случае разработка персонифицированной схемы лечения будет занимать менее двух недель.

В предыдущих исследованиях уже было показано, что рыбы данио-рерио — хорошая модель для фармакологических экспериментов. Однако авторам новой работы впервые удалось продемонстрировать, что рыбки данио и мыши реагируют на лечение одинаково. «Используя одни и те же препараты, мы получали сходные результаты и у мальков данио, и у мышей», — поясняет Мигель Годино Феррейра.

Интересно, что исследователи не только смогли доказать определённое «сходство» между мальками данио и мышами. Они также установили, что одна-единственная мутация в гене RAS (известно, что он часто мутирует при онкологических заболеваниях) способна изменить ответ на лечение.

На последнем этапе работы исследователи создали «аватары» пяти реальных пациентов с колоректальным раком. Для этого опухолевые клетки были трансплантированы малькам. После операции все пациенты прошли химиотерапию. Такое же «лечение» было «назначено» и рыбам. У двух подопытных животных адекватного ответа на химиотерапию получено не было, а у пациентов, чьими «аватарами» были эти рыбы, вскоре случился рецидив. И наоборот, «аватары», пациентов, достигших ремиссии, хорошо ответили на терапию. Таким образом, учёным удалось корректно предсказать исход лечения в 4 случаях из 5.

Конечно, масштаб этого исследования слишком мал, чтобы можно было говорить о применимости нового метода в клинической практике. Поэтому сейчас авторы работы готовятся к проведению следующей стадии испытаний с участием сотен пациентов. На это потребуется около двух лет. В идеале, учёные хотели бы создать методику, подобную существующим тестам на чувствительность к антибиотикам, но применимую в онкологии.