Будущие абитуриенты вузов пьют меньше, чем будущие абитуриенты средних специальных училищ

+7 926 604 54 63 address
 Подростки, планирующие получить неполное среднее образование, а затем поступить в техникум или училище, пьют больше тех кто намерен закончить 10 классов и сразу же поступать в вуз.
Подростки, планирующие получить неполное среднее образование, а затем поступить в техникум или училище, пьют больше тех кто намерен закончить 10 классов и сразу же поступать в вуз.

Международная группа учёных из Научного исследовательского университета (НИУ ВШЭ) и Нью-Йоркского университета (New York University) выяснила, что подростки, планирующие получить неполное среднее образование и продолжить обучение в техникуме или училище, чаще потребляют алкоголь, чем потенциальные абитуриенты вузов. В рамках работы учёные на условиях анонимности опросили более 1000 российских школьников. Результаты были опубликованы в журнале International Journal of Drug Policy.

В опросе приняли участие 1269 подростков из 16 городских школ Томска. Средний возраст участника составил 14,9 лет, доля юношей — 51,3%.

Учёные разделили респондентов на четыре группы. В первой группе — подростки, не сообщившие о своих планах на образование; во второй — собирающиеся получить неполное среднее образование и поступить в ссуз; в третьей — планирующие поступить сначала в ссуз, а затем в вуз; в четвёртой — нацеливающиеся на поступление в вуз сразу после окончания полного курса средней школы.

В ходе анонимного анкетирования подростков просили указать, как часто они употребляют те или иные алкогольные напитки, а также образование и профессию родителей. Употребление алкоголя связано с социально-экономическим статусом родителей, поэтому авторы решили учесть эти факторы, чтобы выявить другие закономерности.

Исследователи также проанализировали характер связи между подростковой активностью помимо школы и склонностью к алкоголю. В фокусе внимания были такие виды занятости, как оплачиваемая работа, посещение религиозных учреждений и вовлечённость в религиозную активность, «тусовки» с друзьями в парках, на улице, в ночных клубах и т.д., а также чтение. Внеклассные занятия — кружки, секции — учитывались, однако каких-либо их связей с «выпивкой» в ходе проведённого исследования не обнаружилось.

При равном образовании родителей подростки, которые не планируют поступать в вуз, действительно намного чаще употребляют алкоголь по сравнению со школьниками, имеющими намерение поступить в высшее учебное заведение. Также привычка выпивать обнаружилась у тех, кто планирует сначала поучиться в техникуме, колледже или училище и только потом поступать в вуз.

Результаты показали, что склонности выпивать сопутствуют частые тусовки с друзьями.

Исследователи зафиксировали неожиданную положительную связь между посещением религиозных учреждений и привычкой «тусоваться» и отсюда опосредованную связь между религиозной активностью и распитием спиртного.

«Возможное объяснение этого заключается в российском культурном контексте, который способствует употреблению алкоголя. Религиозная активность может давать подросткам дополнительный доступ к взрослым ролевым моделям и к тусовкам со сверстниками, в ходе которых происходит приобщение к алкогольным напиткам», — поясняют учёные.

В ходе исследования подтвердилось, что подростки, нацеленные на высшее образование, больше читают. Чтение, согласно результатам, также имеет наибольшую позитивную связь с трезвостью. У школьников, готовящихся стать абитуриентами университетов, как отмечают учёные, меньше времени на нахождение в компаниях на улицах, в клубах и т.д. и, как следствие, меньше рисков пристраститься к алкоголю. Результаты также подтвердили наличие опосредованной связи через тусовки между наличием оплачиваемой работы и употреблением спиртного.

Анализ подобных взаимосвязей, касающихся подросткового алкоголизма, в России проведён впервые. Авторы отмечают, что нужны дальнейшие исследования, которые, например, более чётко прояснили бы связь между религиозными активностями и употреблением спиртного, а также роль таких практик как чтение в формировании позитивных привычек подростков.

.
Комментарии