Обнаружен новый механизм действия бета-блокаторов

По некоторым данным, в России живёт до 9 млн человек с сердечной недостаточностью.

Бета-блокаторы — это препараты, используемые в лечении ряда сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ), например, аритмии и сердечной недостаточности. Медикам уже десятки лет известно, что лекарственные средства этой группы уменьшают частоту сердечных сокращений (ЧСС) и их силу, снижая тем самым нагрузку на сердце в целом. Но новое исследование, проведённое в Йоркском Университете (York University) в Торонто показало, что бета-блокаторы также способны бороться с потенциально опасными генетическими изменениями, связанными с ССЗ.

Использовав экспериментальную модель сердечной недостаточности и секвенирование нового поколения, учёные получили «снимок» всех РНК клеток сердца. Оказалось, что при сердечной недостаточности меняется экспрессия некоторых генов. Затем исследователи решили выяснить, что происходит с экспрессией генов на фоне применения бета-блокаторов. Результат оказался неожиданным и достаточно перспективным с точки разработки новых стратегий лечения ССЗ.

«Мы обнаружили, что бета-блокаторы в значительной степени «выключают» патологический сценарий изменения экспрессии генов, — рассказывает один из руководителей работы профессор Джон Макдермотт (John McDermott). — В принципе, это может означать, что бета-блокаторы обладают кардиопротективным механизмом действия, то есть, что они способны защитить сердце от сердечной недостаточности. Однако чтобы понять, как отдельные гены работают в сердце, потребуются дополнительные исследования».

Интересно, что в ходе работы были также обнаружены нарушения регуляции некоторых генов, связанных с работой иммунной системы. Это позволяет предположить, что в развитии ССЗ играют роль нарушения иммунитета и воспаление.

Гены, идентифицированные в ходе новой работы, будут изучаться и дальше — с точки зрения их использования в диагностике и лечении сердечной недостаточности.