В Китае широко распространились бактерии, устойчивые к колистину

Культура бактерий <i>E. coli</i> с геном MCR-1.
Культура бактерий E. coli с геном MCR-1.

Сразу два исследования продемонстрировали, что ген, обеспечивающий устойчивость бактерий к антибиотику колистину, широко распространился в медицинских учреждениях Китая. Главная проблема заключается в том, что колистин — это резервный антибактериальный препарат, используемый в исключительных ситуациях. Он применяется для лечения пациентов с полирезистентными инфекциями, когда другие препараты неэффективны.

Ген, получивший название MCR-1, впервые был обнаружен в Китае в 2015 г. Он присутствовал в бактериях Escherichia coli, найденных и у живых свиней, и в продуктах из свинины. Микроорганизмы с этим геном были выявлены и во многих образцах биоматериала, полученного от людей. С этого времени MCR-1-позитивные штаммы бактерий были обнаружены более чем в 30 странах мира. Считается, что появление гена, обеспечивающего резистентность к колистину, связано с широким использованием этого антибиотика в сельском хозяйстве Китая. В 2016 г. китайское правительство, руководствуясь результатами одного из новых исследований, запретило применение колистина для лечения сельскохозяйственных животных.

У людей инфекционные заболевания, связанные с MCR-1-позитивными штаммами бактерий, пока регистрируются относительно редко — микроорганизмы с этой мутацией чаще обнаруживаются у скота. Однако считается, что MCR-1 представляет серьёзную угрозу для общественного здоровья. Дело в том, что колистин — один из немногих антибиотиков, используемых для лечения полирезистентных инфекций у людей. Другими словами, колистин применяется в тех случаях, когда другие антибиотики неэффективны. При этом сам ген MCR-1 расположен в плазмидах, небольших фрагментах ДНК, которые передаются от одного микроорганизма к другому. И, что особенно важно, плазмиды, содержащие MCR-1, способны распространяться не только внутри вида E. coli, но и за его пределами. Это может привести к появлению опасных патогенных бактерий, устойчивых к колистину.

Один из самых серьёзных сценариев, рассматриваемых эпидемиологами, предполагает, что ген MCR-1 может попасть в микроорганизм, уже выработавший устойчивость к другим антибиотикам. Например, если резистентные к карбапенемам энтеробактерии получат этот ген, врачи столкнутся с инфекцией, которую практически невозможно вылечить при помощи имеющихся препаратов.

Первое исследование прошло под руководством членов команды, изначально идентифицировавшей ген MCR-1 и определившей его роль. Теперь группа исследователей из Великобритании и Китая изучила более 21 тыс. образцов бактерий, собранных в двух больницах провинций Чжэцзян и Гуандун в период с 2007 по 2015 гг.

Из 17 тыс. образцов патогенных микроорганизмов, протестированных учёными, MCR-1 был обнаружен у 1,4% E. coli, 0,4% Klebsiella pneumoniae, 0,1% Enterobacter cloacae и 0,6% Enterobacter aerogenes. Исследователи также отметили, что в обеих больницах наблюдалось постепенное увеличение распространённости MCR-1-позитивных E. coli.

Затем учёные провели ретроспективное исследование типа «случай—контроль», чтобы определить сопутствующие факторы риска развития инфекционного заболевания, вызванного MCR-1-позитивным штаммом E. coli. Оказалось, что такие болезни чаще развивались у пациентов мужского пола, страдавших нарушениями работы иммунной системы и принимавших антибиотики (особенно карбапенемы и фторхинолоны) в предыдущие три месяца.

В рамках другой работы, проведённой китайскими учёными, было исследовано более 2 тыс. образцов E. coli и K. pneumoniae, полученных у пациентов с инфекциями кровотока. Образцы собирались в 28 больницах Китая в 2013-2014 гг. Ген MCR-1 был обнаружен в 1,3% препаратов E. coli и только в 0,2% — K. pneumoniae.

Оба исследования показали, что ген MCR-1 присутствует в нескольких патогенных штаммах E. coli, собранных в различных провинциях Китая. Это означает, что опасный ген уже широко распространился по стране, и теперь он присутствует, в том числе, в лечебных учреждениях. Один из типов бактерии, ST131, «давно известен как опасный штамм, способный приводить к развитию масштабных эпидемий среди людей», отмечают авторы первой работы. Этот штамм, обладающий устойчивостью к ряду антибиотиков, уже стал причиной многих случаев инфекции мочевыводящих путей по всему миру.

Есть и хорошие новости. Результаты двух исследований показали, что общая распространённость устойчивых к колистину бактерий невысока. Ещё реже встречались случаи, когда MCR-1-позитивный штамм оказывался одновременно устойчив к карбапенемам.

«На сегодняшний день мы можем утверждать, что чрезвычайно опасный вариант сочетания резистентности к колистину и к карбапенемам в одной и той же бактерии, пока не получил широкого распространения в Китае», — пишут эксперты по инфекционным заболеваниям Дэвид Патерсон (David Paterson) и Дэвид ван Дёйн (David van Duin) в комментарии к исследованию.

Однако определённые опасения вызывает тот факт, что в Китае скоро начнётся использование колистина в клинической практике. И если распространение гена MCR-1 было вызвано селекционным давлением из-за применения этого антибиотика в сельском хозяйстве, то теперь он может оказаться неэффективен при использовании в больницах. По мнению ведущего автора первого исследования Тимоти Уолша (Timothy Walsh), профессора Кардиффского университета (Cardiff University), «распространённость устойчивых к колистину бактерий с большой вероятностью увеличится, когда препарат начнёт применяться в медицине».