Обнаружен механизм, позволяющий ВИЧ инфицировать макрофаги

Вирусные частицы ВИЧ (ярко-зелёные) на поверхности заражённого макрофага.

Учёные выяснили, как ВИЧ проникает внутрь макрофагов. В норме у клеток этого типа имеется белок, защищающий их от подобных вторжений. Исследователям из Университетского колледжа Лондона (University College London) удалось обнаружить, что макрофаги могут временно «выключать» защитный белок. Вирус же использует возникающую при этом уязвимость.

По мнению исследователей, им удалось отыскать очередной фрагмент ответа на вопрос «Как вылечить ВИЧ».

Способность макрофагов напрямую уничтожать патогены, попавшие в организм, а также посылать сигналы другим клеткам иммунной системы, делает их важной составляющей иммунитета.

В ходе исследования учёным удалось обнаружить, что макрофаги защищают себя от ВИЧ, синтезируя специальный противовирусный белок SAMHD1. Некоторые вирусы могут его «выключать», но конкретно ВИЧ на это не способен. Тем не менее, существует механизм, благодаря которому вирус иммунодефицита проникает внутрь макрофагов.

Дело в том, что иногда этот белок «выключается» сам по себе. Учёные пока не могут точно сказать, почему это происходит.

Вирус иммунодефицита человека уничтожает клетки иммунной системы, делая человека более восприимчивым к различным болезням. В отсутствие лечения ВИЧ-инфекция постепенно прогрессирует, доходя до наиболее тяжёлой стадии, синдрома приобретённого иммунодефицита (СПИД). Этот процесс, в зависимости от индивидуальных особенностей, может занимать до 15 лет.

Хотя лекарств, позволяющих полностью уничтожить вирус в организме, на сегодняшний день нет, ВИЧ можно контролировать путём приём средств антиретровирусной терапии (АРТ). Пациенты, которые начинают принимать препараты этой группы на ранних стадиях заболевания — и принимают их непрерывно — могут прожить приблизительно столько же, сколько и люди без ВИЧ-инфекции.

Ведущий автор исследования Равиндра Гупта (Ravindra Gupta), профессор Отделения инфекций и иммунитета (Division of Infection and Immunity) Университетского колледжа Лондона поясняет: «Мы знали, что SAMHD1 «выключается» в процессе деления клеток. Но макрофаги не делятся, поэтому защитная работа белка в этих клетках, теоретически, не должна прерываться.

Однако нам удалось установить, что уязвимость, возникающая вследствие «выключения» SAMHD1 — это часть процесса нормальной жизнедеятельности макрофагов».

Хотя точная механика процесса пока неясна, исследователи предположили, что макрофаги сами «выключают» белок, когда им нужно провести процесс восстановления ДНК. Руководствуясь этой гипотезой, учёные обработали клетки ингибиторами гистондеацетилазы, веществами, непосредственно влияющими на укладку ДНК через взаимодействие с белками-гистонами.

Ингибиторы гистондеацетилазы иногда используются для лечения рака, но в рамках данного исследования была обнаружена их способность предотвращать проникновение ВИЧ внутрь макрофагов. Важно, что препараты оказались эффективны как in vitro, так и в эксперименте на модельных животных, мышах.

Исследователи отмечают, что макрофаги могут выступать в роли резервуара для хранения ВИЧ во время терапии. Будучи однажды инфицированным, макрофаг продолжит вырабатывать копии вируса, поэтому борьба с этим «источником» может стать важным шагом по защите иммунной системы в целом.