Выращивание человеческих органов в организме животных — сделан первый шаг

Эмбрион-химера
Эмбрион-химера, в котором развиваются клетки свиньи и человека.

Выращивание человеческих органов в теле животных — мечта учёных и всех тех пациентов, которые иногда годами ожидают, когда появится необходимый им донорский орган. Работа по созданию такой технологии ведётся — в журнале Cell опубликовано сообщение об эксперименте, в ходе которого стволовые клетки человека некоторое время развивались в эмбрионе свиньи.

Первый автор исследования, научный сотрудник лаборатории экспрессии генов Института Солка Цзюнь У (Jun Wu) предостерегает от излишне оптимистичного взгляда на прогресс в исследованиях, указывая на сложности, которые стоят перед учёными.

«Виды эволюционируют независимо друг от друга, и многие факторы, определяемые программой развития, могут отличаться, это затрудняет возможности развития клеток одного вида в развивающемся эмбрионе другого вида, — говорит У. — Чем значительнее эволюционное расстояние, тем труднее смешивать клетки».

С У солидарен ведущий автор эксперимента, профессор Хуан-Карлос Исписуа Бельмонте (Juan Carlos Izpisua Belmonte): «Пытаться подражать природе не так-то просто».

То, чем занимается исследовательская группа Института Солка — создание химер. Межвидовая химера — организм, содержащий клетки двух и более видов. В институте проводились эксперименты с выращиванием органа крысы (поджелудочной железы) в генетически изменённой мыши. О подобной работе, проделанной в Стэнфорде, мы писали («Поджелудочные железы мышей вырастили внутри крыс»).

Эксперименты с мышами и крысами показали, что метод работает и в целом безопасен: животные, в которых выращены органы из клеток другого вида, здоровы, их продолжительность жизни не ниже нормальной. Настало время сделать следующий шаг — работать с человеческими клетками.

Исследование началось с создания различных типов индуцированных плюрипотентных стволовых клеток человека — взрослых клеток, возвращённых в состояние стволовых. Эти клетки и были внедрены в эмбрионы свиней. Свиньи были выбраны потому, что их размер и время развития их органов достаточно близки к человеческим.

Далее эмбрионы имплантировались свиноматкам. Эксперимент был прекращён через четыре недели.

У особо отметил, что исследование находится на самой ранней стадии, разработчики технологии обязательно столкнутся в ходе работы с большим количеством проблем, так что ожидать готовых к пересадке человеку органов, выращенных по данной технологии, в ближайшее время не стоит.

Эксперимент продолжался всего 28 дней, но это первый случай, когда стволовые клетки человека росли в организме другого вида животного, а не были помещены в него на поздней стадии развития. Так что это пусть небольшой, но важный шаг к конечной цели — выращиванию человеческих органов в организмах животных.