В ископаемой челюсти обнаружена древняя опухоль

Гистологический препарат челюсти ископаемого животного.
На гистологическом препарате видны небольшие круги, указывающие на наличие смешанной сложной одонтомы.

Исследуя челюсть саблезубого зверообразного животного, населявшего Танзанию 255 млн лет назад, учёные совершили неожиданную находку: одну из самых древних известных опухолей.

Исследователи из Вашингтонского университета (University of Washington) описали обнаруженную ими доброкачественную опухоль, состоящую из миниатюрных элементов, по форме напоминающих зубы. Опухоль росла в непосредственной близости от крупных клыков животного. Находка была сделана в ходе исследования челюсти, посвящённого другой теме.

Животное относилось к ныне вымершей группе четвероногих хищников горгоно́псов, в которых сочетались черты рептилий и млекопитающих. Эти животные развились на ранних этапах существования эволюционной ветви, которая впоследствии привела к появлению млекопитающих. Различные виды горгонопсов были размерами от 60—70 см до 4 и более метров (длина черепа от 10—12 до 60 см, возможно, более), исследованная же челюсть принадлежала представителю одного из самых мелких видов, входящих в группу.

Горгонопсы считаются одними из самых страшных хищников своего времени. Они процветали приблизительно 298—252 млн лет тому назад, а затем исчезли в ходе самого крупного массового вымирания видов в истории Земли, которое произошло в конце пермского периода. Исчезновение горгонопсов произошло приблизительно за 20 млн лет до появления динозавров.

Когда учёные разрезали окаменевшую челюсть, найденную в долине Рухуху (Ruhuhu Valley) в Танзании, они обнаружили доброкачественную опухоль зуба, известную как «смешанная сложная одонтома». Опухоли этого типа возникают в дёснах или других мягких тканях челюсти. У людей одонтомы обычно извлекаются хирургическим путём.

«Ничто не указывало на присутствие опухоли в этой находке. Челюсть выглядела вполне нормальной, пока мы не вскрыли её», — рассказывает палеобиолог из Вашингтонского университета Меган Уитни (Megan Whitney).

До сих пор опухоли этого типа обнаруживались только у млекопитающих, в том числе, в некоторых ископаемых ледникового периода, чей возраст измеряется десятками тысяч лет. Находка, сделанная учёными, демонстрирует, что подобные опухоли возникали и у предшественников млекопитающих, живших за десятки миллионов лет до появления первых зверей.

Один из видов горгонопсов (реконструкция)
Одонтомы ранее встречались только у млекопитающих. Горгонопс, страдавший опухолью, жил за десятки миллионов лет до появления зверей.

Опухоли, доброкачественные и злокачественные, обычно образуются в мягких тканях и редко превращаются в окаменелости.

«Древние опухоли должны были возникнуть в твёрдых тканях, например, в костях или зубах, чтобы сохраниться в палеонтологической летописи», — добавляет палеобиолог из Вашингтонского университета Кристиан Сидор (Christian Sidor).

Обнаруженная учёными одонтома состояла из твёрдой эмали и дентина.

Известно несколько более древних образцов опухолей, например, тот, что был обнаружен в рыбе, жившей около 300 млн лет назад.

«Окаменелости помогают нам понять, как болезни развивались в глубоком прошлом. Теоретически они же могут подсказать нам причины возникновения заболеваний, которыми страдают люди», — отмечает Уитни.

Исследование было опубликовано в издании JAMA Oncology.