Связь устойчивости к антибиотикам и дезинфекции хлоргексидином

Хлоргексидин. И к нему может развиться устойчивость.

Бактерия Klebsiella pneumoniae, подвергнутая обработке веществами, содержащими хлоргексидин, может стать устойчивой к колистину, антибиотику последней надежды, который обычно применяется против мультирезистентных патогенов. Это первое исследование связи резистентности к колистину и обработки хлоргексидином у этого важного в клинической практике микроба. Исследование опубликовано в журнале Antimicrobial Agents and Chemotherapy.

Учёные решили проверить гипотезу, что K. pneumoniae может пережить обработку веществами с высокими концентрациями хлоргексидина, и эта обработка может быть причиной выработки устойчивости к антибиотикам. Хлоргексидин входит в состав множества средств для дезинфекции, которые используются как дома, так и в медицинских учреждениях, он является важной частью многих мероприятий по борьбе с распространением инфекций.

Исследователи выбрали несколько штаммов K. pneumoniae, обычно обнаруживаемых в клиниках, и подвергли их воздействию хлоргексидина. В то время как часть бактерий погибла, другие могли переносить воздействие повышенных концентраций хлоргексидина по сравнению с родительскими штаммами. Некоторые из них, к тому же, приобрели устойчивость к колистину. Учёные смогли найти у бактерий, переживших дезинфекцию, мутации, которые обеспечили резистентность к обоим веществам.

По словам соавтора работы Марка Саттона (J. Mark Sutton), развитие устойчивости к хлоргексидину будет иметь последствия и повлияет на способность предотвращать различные инфекции во время текущих и срочных хирургических операций и даже во время обычной госпитализации.

Результаты этого исследования и данные ещё идущих в лаборатории Марка Саттона работ позволяют сделать предположение, что патогенные микроорганизмы могут приобретать сходные или даже одинаковые новые метаболические пути. Специфическое давление отбора вследствие обработки антисептиками, такими как хлоргексидин, может приводить к аналогичным мутациям, повышающим устойчивость к антибиотикам у разных видов бактерий.

Klebsiella pneumoniae (палочка Фридлендера) — вид грамотрицательных факультативно-анаэробных палочковидных бактерий. Выделена в 1882 году немецким микробиологом Карлом Фридлендером

Является одним из возбудителей пневмонии, а также урогенитальных инфекций, гнойных абсцессов печени, селезёнки. Вызывает гнойные и фиброзные плевриты, перикардиты, гаймориты, эндофтальмиты. Важный возбудитель нозокомиальных инфекций. Микроорганизм также патогенен и для некоторых животных. Некоторые штаммы обладают полирезистентностью к антибиотикам, обусловленную наличием R-плазмиды, также проявляется устойчивость к карбапенемам за счёт наличия карбапенем-гидролизующих β-лактамаз.