Генетически измененная бактерия станет средством борьбы с ожирением

Кишечная палочка под микроскопом.

Лечение ожирения — длительный процесс, требующий участия специалиста, определяющего необходимость применения лекарственных препаратов. Не существует чудесной универсальной и безвредной добавки, дающей длительный эффект снижения веса, что бы ни говорили в рекламе всевозможных снадобий.

Однако шаг в направлении создания такого препарата сделали ученые из университета Вандербильта. Группа исследователей под руководством Шона Дэвиса произвела генетическое изменение бактерий, которые, находясь в кишечнике, предотвращают увеличение веса. Отчет о результатах экспериментов был опубликован в The Journal of Clinical Investigation.

Генетической модификации подвергся безвредный штамм кишечной палочки — E. coli (Nissle 1917). Измененные бактерии выделяют подавляющее аппетит соединение — N-ацил-фосфатидилэтаноламин (N-Acylphosphatidylethanolamine). Подопытные мыши получали обильный жирный корм, а в питьевую воду добавлялись ГМ-бактерии. Результатом был более низкий, по сравнению с контрольной группой, вес мышей и меньшее количество маркеров диабетических нарушений. Более того, эффект сохранялся в течение четырех-шести недель после прекращения добавления бактерий в воду.

В кишечнике человека содержится около 100 триллионов микроорганизмов не менее сорока видов. Многие из них полезны для пищеварения, так что выбор штамма E.coli, известного пробиотика, логичен для использования в качестве средства, способствующего потере веса. К сожалению, необходимы существенные изменения, которые должны быть проведены, прежде чем начнутся клинические испытания на людях.

Дело в том, что модифицированные бактерии, в их нынешнем виде, устойчивы к антибиотикам. Это было сделано, чтобы сделать их более приспособленными к выращиванию в лаборатории для экспериментальных целей. Несмотря на то, что эти бактерии безвредны, исследователи должны создать другой штамм, без антибиотикорезистентности, который может быть использован в организме человека.

Ожирение стало глобальной проблемой человечества, эпидемией, убивающей 2,8 миллиона человек каждый год. Сахарный диабет второго типа стал проблемой для 347 миллионов человек во всем мире, что в более 80% случаев является следствием ожирения.