Мы уже писали о том, что представители сахарной промышленности финансируют исследования о влиянии сахара на здоровье. Оказывается, их конкуренты — производители сахарозаменителей — тоже не без греха. Об этом говорится в статье, опубликованной в журнале PLOS ONE учёными из Калифорнийского университета в Сан-Франциско (University of California, San Francisco), Школы общественного здоровья и здравоохранения университета Джонса Хопкинса (Johns Hopkins Bloomberg School of Public Health) и Сиднейского университета (University of Sydney).
Исследователи проанализировали научные работы о влиянии напитков с искусственными подсластителями на набор веса. В 31 статье, опубликованной в 1978—2014 гг. рассматривались как положительные, так и отрицательные эффекты их употребления, в частности, развитие диабета и гипертонии. «Огромное влияние, которое производители оказывают на финансируемые исследования, вызывает опасения — говорит один из авторов статьи профессор Лиза Беро (Lisa Bero). — Не только данные, но и выводы этих работ подчёркивают пользу подсластителей и замалчивают вред».
Учёные пришли к выводу, что конфликт интересов порождал искажения на всех этапах исследования. В трети работ не были указаны источники финансирования, авторы почти половины статей (42%) не раскрывали конфликты интересов. Исследования, спонсируемые производителями сахарозаменителей, в 17 раз чаще приходили к заключениям о безопасности или пользе подсластителей, чем работы, финансируемые из других источников. Если же у авторов исследования имелся конфликт интересов, то выводы о пользе или безопасности были благоприятными в 7 раз чаще, чем у исследований, авторы которых не имели такого конфликта. Исследования, финансируемые производителями напитков с добавлением сахара, не признавали заменители полезными для здоровья.
«Наш анализ показывает, что к заявлениям производителей подсластителей следует относиться с определённой долей скепсиса, поскольку многие работы, судя по всему — по требованию спонсоров, преувеличивают позитивные результаты, даже в тех случаях, когда исследование проводится с соблюдением стандартов», — говорит Беро. «Важно критично относиться ко всем исследованиям, которые финансируются производителями любых продуктов питания или напитков, а не только сахарной промышленностью», — заключает она.