Женский оргазм достался нам в наследство с тех времён, когда он помогал стимулировать овуляцию. К такому выводу пришли исследователи Йельского университета (Yale University).
Вопрос о том, какую роль в размножении человека играет женский оргазм, интересовал учёных ещё во времена Аристотеля. Происхождение этого явления пытались объяснить несколько теорий, однако большинство из них делали основной акцент на том, какое значение оргазм имеет для людей и приматов. «Предыдущие исследования были посвящены биологии человека и рассматривали изменение явления, а не его эволюционное происхождение», — говорит профессор Гюнтер Вагнер (Gunter Wagner).
Вагнер и его коллеги предположили, что явление, которое впоследствии эволюционировало в женский оргазм, первоначально должно было вызывать овуляцию. Поскольку между оргазмом и количеством детёнышей или успехом размножения нет никакой очевидной связи, учёные сосредоточились на специфическом физиологическом явлении, которое сопровождает женский оргазм — выбросе пролактина и окситоцина. Проанализировав этот рефлекс у других плацентарных млекопитающих, они обнаружили, что у многих из них он влиял на овуляцию.
Исследователи отмечают, что, несмотря на разнообразие проявлений репродуктивной биологии у млекопитающих, проследить эволюцию некоторых основных признаков всё же возможно. У людей циклические изменения в яичниках — так называемый «овариальный цикл» — не зависят от сексуальной активности, однако у некоторых других видов млекопитающих, например, кошек или кроликов, овуляцию вызывают самцы. Она запускается спариванием, поэтому называется индуцированной или рефлекторной. Результаты исследования свидетельствуют о том, что сначала возникла индуцированная, а затем «спонтанная», то есть, не зависящая от спаривания, овуляция.
Учёные полагают, что оргазм появился как адаптация к прямой репродуктивной функции, как рефлекс, который прежде вызывал овуляцию. В процессе эволюции этот рефлекс стал ненужным, и женский оргазм стал играть второстепенную роль. Сравнительный анализ половых органов самок млекопитающих показал, что по мере эволюции спонтанной овуляции клитор переместился из копулятивного канала, где находился первоначально. Это изменение анатомии привело к тому, что адекватная стимуляция клитора во время полового акта, приводящая к нейроэндокринному рефлексу, известному как оргазм, стала менее вероятной.
Хотя базовая схема овариального цикла одинакова у всех млекопитающих, между ними существуют принципиальные различия в том, как овуляция соотносится с копуляцией. У некоторых млекопитающих овуляция запускается именно со спариванием, которое вызывает выброс лютеинизирующего гормона. Если спаривания не происходит, цикл ограничивается фолликулярной фазой. Продолжительность такого цикла невелика.
У людей овуляция происходит независимо от спаривания, а выброс лютеинизирующего гормона в ходе каждого цикла происходит под влиянием внутренних причин. Овариальный цикл, не зависящий от спаривания, обычно продолжителен, поскольку включает как фолликулярную, так и лютеиновую фазу.