Иммунная система влияет на социальное поведение

Лимфатические (выделены красным) и кровеносные (выделены зелёным) сосуды в мозге.

Учёные из университета Виргинии (University of Virginia) выяснили, что иммунная система напрямую влияет на социальное поведение, а сбои в работе иммунитета могут лишить некоторых животных способности к нормальному социальному взаимодействию. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

«Считалось, что мозг и адаптивная иммунная система изолированы друг от друга, и любая иммунная активность в мозгу воспринималась как признак патологии. Теперь мы показали, что они тесно взаимодействуют, более того, некоторые особенности нашего поведения эволюционировали благодаря иммунному ответу на болезнетворные микроорганизмы, — объясняет Джонатан Кипнис (Jonathan Kipnis), один из авторов исследования. — Это звучит безумно, но, возможно, мы — просто многоклеточные поля сражений двух древних сил: патогенов и иммунитета. Часть нашей личности может быть продиктована иммунной системой».

В прошлом году члены научной группы обнаружили в мозге (а конкретно — в венозных синусах) лимфатические сосуды, которые переносят иммунные клетки по всему организму. Это открытие изменило точку зрения на взаимодействие мозга и иммунитета. Теперь исследователи предположили, что взаимоотношения между людьми и патогенами могли напрямую повлиять на развитие социального поведения. «Для организма крайне важно быть социальным, поскольку это способствует выживанию вида, — говорит ведущий автор исследования Энтони Филиано (Anthony Filiano). — Так что вам нужно быть социальными, но это повышает риск распространения болезнетворных микроорганизмов. Мы предполагаем, что в процессе эволюции интерферон-гамма использовался, как более эффективный способ стимулировать социальное поведение и одновременно усилить иммунный ответ».

Учёные продемонстрировали, что белок интерферон-гамма крайне важен для социального поведения и что некоторые животные, например, мухи, мыши и крысы, активируют его, когда общаются между собой. Обычно этот белок образуется в ответ на появление бактерий, вирусов или паразитов. После того, как учёные заблокировали выработку интерферона у мыши, некоторые участки мозга стали гиперактивными, а животное проявляло аномально низкий интерес к сородичам в ходе поведенческих тестов. Когда выработки белка возобновилась, работа мозга и поведение нормализовались.

Тест на оценку социального поведения Three-Chamber Sociability and Social Novelty Test

Исследователи оценивали поведение животных, используя так называемый «Тест оценки общительности с использованием трёхкамерной установки» (Three-Chamber Sociability and Social Novelty Test).

Тест проводится в трёхкамерной установке, разделённой перегородками, которые позволяют мыши перемещаться из одной камеры в другую. После того, как животное освоится, в одну камеру подселяют незнакомое животное, накрытое прозрачной чашей, а в другую ставят пустую чашу. По истечении некоторого времени в камеру с пустой чашей помещают ещё одну мышь. В ходе этого теста субъект получает возможность выбирать между первым животным и объектом номер два, знакомым и незнакомым животным. Подсчитав время, проведённое мышью в каждой из камер, и количество входов и выходов, можно определить, насколько социально её поведение.

Нормальная (слева) и повышенная (справа) активность мозга.

Исследователи отмечают, что ненормальная работа иммунной системы может быть виной «социальных дефицитов в ряде неврологических и психических расстройств». Но как именно этот механизм влияет на развитие аутизма и других заболеваний, ещё предстоит выяснить. Маловероятно, что одна молекула будет причиной болезни и лекарством от неё, считают учёные. Скорее всего, причины гораздо сложнее. Но тот факт, что иммунная система — и, возможно, микробы — контролируют взаимодействие между людьми, открывает новые возможности в борьбе с заболеваниями нервной системы.

Трёхмерная структура человеческого гамма-интерферона.

Интерфероны — три класса (альфа-, бета- и гамма-интерфероны) специфических белков, образующихся в отдельных клетках (В- и Т-лимфоциты, макрофаги, фибробласты) животных организмов, большинство из которых обладает сильно выраженной противовирусной активностью благодаря способности включать защитные клеточные механизмы, затрудняющие размножение вирусов. По механизму действия интерфероны принципиально отличаются от антител: они действуют против разных вирусов и угнетают их размножение в организме, действуя на инфицированные клетки и подавляя синтез вирусных нуклеиновых кислот. Обычно интерфероны максимально активны лишь в клетках того вида животных, от которых они получены.