Сон и диабет у мужчин и женщин

Судя по всему, женщинам повезло больше, чем мужчинам. Учёные пришли к выводу, что сон не влияет на риск развития диабета у «слабого пола».

Мужчины, которые спят меньше или больше нормы, сильнее подвержены риску развития диабета — к такому выводу пришла международная коллаборация учёных. Результаты исследования опубликованы в журнале The Journal of Clinical Endocrinology & Metabolism.

За последние 50 лет средняя продолжительность сна сократилась на 1,5-2 часа, а количество больных диабетом удвоилось. Это странное совпадение не могло не заинтересовать исследователей. Учёные разных стран принялись искать связь между сном и чувствительностью к инсулину, однако большинство изучали добровольцев одного пола.

«Мы наблюдали специфическую для конкретного пола связь между продолжительностью сна и метаболизмом глюкозы на примере группы из почти 800 здоровых людей. — Говорит ведущий автор исследования Фемке Руттерс (Femke Rutters). — У мужчин, которые спали слишком мало или слишком много, клетки были менее чувствительны к инсулину, и глюкоза усваивалась хуже. Это повышало риск развития диабета в будущем. У женщин такой связи не наблюдалось».

Учёные проанализировали данные участников Европейского исследования связи между чувствительностью к инсулину и сердечно-сосудистыми заболеваниями (European Relationship between Insulin Sensitivity and Cardiovascular Disease study) в возрасте от 30 до 60 лет. Выборка включала 788 здоровых добровольцев из 14-ти стран. Учёные измеряли уровень физической активности и продолжительность сна мужчин и женщин с помощью однокомпонентного акселерометра. Чувствительность к инсулину и риск развития диабета оценивали с помощью гиперинсулинемического клэмп-теста.

Оказалось, что у мужчин, которые спали меньше или больше остальных чаще возникали проблемы с усвоением сахара, а уровень глюкозы в крови у них был выше, чем у тех, кто спал около 7 часов. Однако женщины в тех же условиях были более чувствительны к инсулину, их бета-клетки справлялись с поддержанием уровня гормона гораздо лучше.

Это первая работа, которая демонстрирует, что недостаток сна по-разному влияет на риск развития диабета у мужчин и женщин. Кроме того, в ходе нового исследования учёные использовали более чувствительное оборудование, чем раньше. «Даже если вы здоровы, спать меньше или больше нормы — крайне вредно. Это исследование демонстрирует, как сильно сон влияет на важный аспект здоровья — метаболизм глюкозы» — резюмирует Руттерс.

Срез бета-клетки крысы.

Сахарный диабет — группа эндокринных заболеваний, развивающихся вследствие недостаточности гормона инсулина, в результате чего развивается гипергликемия — стойкое увеличение содержания глюкозы в крови. Заболевание характеризуется хроническим течением и приводит к нарушению углеводного, жирового, белкового, минерального и водно-солевого обмена веществ.

Бета-клетки — разновидность клеток эндокринной части поджелудочной железы, составляют её основную массу (65—80%). Продуцируют гормон инсулин, понижающий уровень глюкозы крови.

Эугликемический гиперинсулинемический клэмп-тест (ЭГК, клэмп-тест) — тест для определения инсулинорезистентности. Самый надёжный и точный метод диагностики, позволяет не только дать количественную оценку инсулинорезистентности, но и определить причину пониженной чувствительности к инсулину.