В Китае завершено строительство крупнейшего в мире радиотелескопа

Наблюдения через радиотелескоп FAST должны начаться в сентябре 2016 года.

На этой неделе в Китае завершено строительство нового гигантского радиотелескопа — Радиотелескопа с пятисотметровой апертурой (англ. Five-hundred-meter Aperture Spherical Telescope, FAST, кит. 五百米口径球面射电望远镜) занимающего площадь размером в 30 футбольных полей.

Огромный диск был собран из 4450 подвижных треугольных отражательных панелей и его диаметр составляет 500 метров. Он больше своего ближайшего конкурента — радиотелескопа Аресибо в Пуэрто-Рико, диаметр которого 304,8 метров. В России действует телескоп РАТАН-600, диаметр которого ещё больше — 576 метров, но его апертура не заполнена. Таким образом, это делает FAST крупнейшим радиотелескопом в мире. Его масштаб позволит находить многие астрономические объекты и явления, чьи радиосигналы слишком слабы и далеки, чтобы их могли уловить небольшие телескопы. Кроме того, он будет прослушивать космос в поисках внеземных цивилизаций.

Обсерватория Аресибо расположена в Пуэрто-Рико на высоте 497 м над уровнем моря. 16 ноября 1974 года из неё был послан сигнал в направлении шарового скопления М13, находящегося на расстоянии 25000 световых лет в созвездии Геркулеса.

«Размер этого телескопа является ключом к его научному влиянию, — говорит Тим ​​О’Брайен (Tim O’Brien) из Манчестерского университета (University of Manchester) в Великобритании. — Чем больше телескоп, тем больше радиоволн он улавливает, и тем более тусклые объекты он будет иметь возможность видеть».

А так выглядит российский радиотелескоп РАТАН-600, расположенный в Карачаево-Черкесии на высоте 970 метров над уровнем моря
А так выглядит российский радиотелескоп РАТАН-600, расположенный в Карачаево-Черкесии на высоте 970 метров над уровнем моря.

Строительство FAST началось в юго-западной горной провинции Гуйчжоу в 2011 году. Он находится в естественном кратере, который идеально подходит для размещения колоссального вогнутого диска. Телескоп был разработан таким образом, что отдельные панели могут быть перестроены, чтобы фокусироваться и отслеживать радиоволны от конкретных интересующих объектов, что даст ему намного больший диапазон и чувствительность, чем у других радиотелескопов.

Процесс строительства FAST
Процесс строительства FAST.

Чжэн Сяонянь (Zheng Xiaonian), заместитель главы Национального астрономической обсерватории (кит. 国家天文台) Китайской академии наук, говорит, что наблюдения начнутся в сентябре после того, как телескоп будет тщательно протестирован.

О’Брайен ожидает, что Китай будет периодически позволять зарубежным астрономам использовать телескоп. «Европейская сеть радиоинтерферометрии со сверхдлинными базами (Very Long Baseline Interferometry Network), в которой мы соединили радиотелескопы на разных континентах, чтобы создать телескоп с эффективным диаметром размером с планету, уже включает в себя радиотелескопы в Китае, и мы ожидаем, что FAST примет участие в этих наблюдениях».