Генетическая основа трудностей социальных взаимодействий

Для того чтобы распознавать эмоцию, передаваемую выражением лица собеседника, нам нужен окситоцин.

Команда психологов из Университета Джорджии (University of Georgia), США, обнаружила, что выключение определённого гена может влиять на социальное поведение человека, в том числе способность формировать здоровые отношения и распознавать эмоциональные состояния других людей.

В статье, опубликованной 20 июня в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, сообщается, что процесс метилирования, который может препятствовать экспрессии определённых генов, затрагивает и ген OXT. Этот ген кодирует белок — гормон окситоцин, тот самый, что связан с широким спектром проявлений социального поведения человека и других млекопитающих.

«Метилирование ограничивает экспрессию гена, — говорит Брайан Хаас (Brian W. Haas), ведущий автор исследования. — Увеличение метилирования обычно соответствует снижению экспрессии гена, это влияет на то, насколько тот или иной ген функционален.

Когда метилирование увеличивается относительно гена OXT, это приводит к снижению активности данного гена. Наше исследование показывает, что это может оказать глубокое влияние на социальное поведение».

Хаас и его коллеги взяли образцы слюны более чем у 120 участников исследования и провели генетические тесты, чтобы определить уровень метилирования гена OXT. Участники так же прошли ряд тестов для оценки как социальных навыков, так и структурных и функциональных особенностей мозга.

Обнаружено, что участники с большим метилированием гена OXT и соответствующим более низким уровнем экспрессии этого гена показали нарушение понимания эмоциональных выражений лица, у них, как правило, имеются проблемы в отношениях с близкими людьми.

На одном из этапов исследования участникам демонстрировались короткие видеоклипы, в которых человек изображает эмоцию — лицо с нейтральным выражением постепенно трансформируется в эмоциональное. Задача участника заключалась в том, чтобы нажать на кнопку, как только он распознавал тип демонстрируемой эмоции.

«Участники с большим метилированием гена были менее точными при описании эмоциональных состояний людей, которых они видели, — говорит Хаас. — Это типичный признак, связанный, например, с аутизмом».

Также учёные использовали функциональную магнитно-резонансную томографию — технологию, которая измеряет активность мозга через наблюдения изменений в содержании кислорода в кровотоке, что позволяет определять, какие области в мозге человека активированы при выполнении различных задач. Было обнаружено, что усиление метилирования гена OXT снижает нейронную активность мозга в регионах, связанных с социально-когнитивной обработкой.

Эти участники также показали снижение количества серого вещества в области мозга, которая важна в задаче определения лиц и социальном поведении. Её называют веретенообразной извилиной.

«Все наши тесты показывают, что ген OXT играет важную роль в социальном поведении и функции мозга», — заключает Хаас.

Хаас и его соавторы предупреждают, что результаты их работы остаются предварительными и много ещё должно быть сделано, чтобы более чётко определить роль окситоцина и генов, которые контролируют его выработку. Он надеется, что данное исследование в один прекрасный день приведёт к созданию новых эффективных процедур для терапии различных расстройств социального поведения.

«Метилирование — процесс динамичный и уровень метилирования может меняться в течение жизни человека, — говорит Хаас. — Но возможно, появятся лекарства, которые будут изменять уровень метилирования и помогать людям, которые имеют отклонения в социальном познании».