Бедность изменяет экспрессию генов, что приводит к развитию депрессии у подростков

Миндалевидное тело становится активнее, когда участник опыта видит фотографии пугающих лиц.

Продолжительные исследования показали связь между бедностью и депрессией. Исследование, проведённое учеными Университета Дьюка (Duke University) показывает, какие биологические факторы могут лежать в основе депрессии подростков, семьи которых находятся в плохом социально-экономическом положении.

Исследование, опубликованное 24 мая 2016 года в журнале Molecular Psychiatry, комбинирует генетику, визуализацию головного мозга и поведенческие данные, собранные на протяжении трёх лет наблюдений за подростками как часть более широкого исследования.

Результаты являются частью большой исследовательской работы, ведущей к открытию биологических прогностических факторов, которые могли бы помочь формировать индивидуальные стратегии профилактики депрессии.

Выяснилось, что у подростков, выросших в семьях с низким социально-экономическим статусом, больше химических маркеров гена, связанного с депрессией. Эти «эпигенетические» маркеры действуют, изменяя активность генов. Чем больше у участника исследования было химических маркеров, влияющих на ген под названием SLC6A4, тем более чувствительным было его миндалевидное тело — область мозга, управляющая реакцией организма на угрозу, в данном случае на фотографии пугающих лиц во время МРТ-сканирования мозга. Участники с более активным миндалевидным телом, чаще сообщали позднее о симптомах депрессии.

«Это некоторые из первых исследований, показывающие, что низкий социально-экономический статус может привести к изменениям в экспрессии генов, и это определяет развитие мозга, выражаясь в будущем через симптомы депрессии», — говорит первый автор исследования Джонна Шварц (Johnna Swartz), научный сотрудник в лаборатории Ахмада Харири (Ahmad Hariri), профессора психологии и нейробиологии Университета Дьюка (Duke University).

Подростковый возраст редко бывает лёгким временем. Но взросление в семье с низким социально-экономическим статусом может добавить хронические стрессы (такие как семейный разлад) и экологические риски (такие как плохое питание и курение).

«Эти мелкие повседневные ссоры, когда еле сводишь концы с концами, заметны в изменениях, которые увеличиваются и влияют на развитие детей», — говорит Шварц.

В исследовании Teen Alcohol Outcomes Study (TAOS) участвовали 132 неиспаноязычных белых подростка в возрасте от 11 до 15 лет в начале исследования из семей как с низким, так и с высоким уровнем дохода. Около половины участников имели семейную историю депрессии.

«Самым большим фактором риска является в настоящее время депрессия в семейном анамнезе заболевания, — говорит соавтор исследования Дуглас Уилльямсон (Douglas Williamson), главный исследователь TAOS и профессор психиатрии и поведенческих наук Университета Дьюка. — Наша новая работа показывает один из механизмов, посредством которого такой семейный риск может проявляться в той или иной группе уязвимых лиц в подростковом возрасте».

Предыдущая работа группы, опубликованная в прошлом году в журнале Neuron, показала, что ФМРТ-сканирование активности миндалевидного тела может сигнализировать, кто с большей вероятностью испытывает депрессию и беспокойство в качестве реакции на стресс несколько лет спустя. Это исследование включало здоровых участников студенческого возраста продолжающегося «Дьюкского Нейрогенетического Исследования» (Duke Neurogenetics Study, DNS) под руководством Харири. Целью этого исследования было нахождение связи между генами, активностью мозга и другими биологическими маркерами риска развития психических заболеваний.

Одной из задач было также узнать, может ли высокая активность в той же области мозга предсказать депрессию у более молодых участников TAOS. Действительно, около года спустя, эти люди (которым сейчас от 14 до 19 лет) сообщали о симптомах депрессии, особенно если они имели семейную историю заболевания.

Шварц говорит, что новое исследование фокусировались не только на семьях, пострадавших от крайней нищеты. По её словам, полученные данные свидетельствуют о том, что даже умеренно низкий социально-экономический статус повышает у подростков риск развития депрессии.

Большая часть работы команды до сих пор фокусировалась на эпигенетических химических маркерах гена SLC6A4, поскольку он помогает контролировать уровень серотонина, изменение которого на нейрохимическом уровне влияет на развитие клинической депрессии.

В 2014 году Уилльямсон и Харири впервые показали, что наличие маркеров вблизи гена SLC6A4 может предсказать, как миндалевидное тело человека реагирует на угрозы. Это исследование включало как участников TAOS Уилльямсона, так и участников DNS Харири, но фокусировалось на химических маркерах в один момент времени.

Изучение изменений этих маркеров в течение длительного времени является более точным способом обнаружить риск развития депрессии, говорит Харири, который также является членом Дьюкского института мозга (Duke Institute for Brain Sciences).

Сейчас команда ищет в геноме новые маркеры, которые предсказывали бы депрессию. В конечном счёте, панель маркеров, приведёт к более точным прогнозам, полагает Шварц.

Они также надеются расширить возрастной диапазон исследования и продолжить вести наблюдения за состоянием участников TAOS в начале взрослой жизни.