Искусственные сперматиды — «золотой стандарт»

Искусственные сперматиды мыши. Фото: Zhou, Wang, and Yuan et al./<i>Cell Stem Cell</i> 2016
Искусственные сперматиды мыши. Фото: Zhou, Wang, and Yuan et al./Cell Stem Cell 2016

Они не могут плавать. Но искусственно выращенные клетки мыши, похожие на почти созревшие сперматозоиды, — лучшие на данный момент сперматозоиды «из пробирки», впервые соответствующие сформулированным в 2014 году требованиям «золотого стандарта».

Полученные в лаборатории клетки (генерировались из эмбриональных стволовых) напоминают сперматиды, круглые клетки, которые после цикла структурных изменений превращаются в хвостатые сперматозоиды. Успеха достигла научная группа Нанкинского медицинского университета (南京医科大学) в Китае. Цзяхао Ша (Jiahao Sha) и его команда показали, что выращенные клетки могут оплодотворить яйцеклетку мыши «в пробирке». Потомство, появившееся на свет, оказалось здоровым и способным к дальнейшему размножению.

Таким образом, китайские искусственные сперматиды являются первыми половыми клетками «из пробирки», соответствующими набору критериев, которые в 2014 году были предложены, как «золотой стандарт». Он необходим для того, чтобы адекватно оценить успехи множества коллективов учёных во всём мире, которые занимаются созданием подобных сперматозоиду клеток.

Клетки Ша, в отличие от клеток, созданных другими группами, успешно прошли стадию мейоза, необходимую для формирования генетически правильных половых клеток. До сих пор исследователям не удавалось заставить клетки делиться, оставляя в ядре только половину отцовских хромосом.

«Мы считаем, что наша работа первая, в которой отслежены и изучены все требования, необходимые для успешного мейоза», — говорит Ша.

«Результаты данной работы замечательны, — сообщает один из создателей «золотого стандарта» профессор Джон Скименти (John Schimenti) из Корнельского университета в Итаке (штат Нью-Йорк, США). — Я не знаю другой группы, зашедшей так далеко».

Однако работа китайских учёных хотя и приблизила, но не решила задачи создания метода борьбы с мужским бесплодием человека. Для экспериментов использовались эмбриональные стволовые клетки мышей, но подобную клетку невозможно получить от взрослого бесплодного мужчины. Основной причиной нарушения репродуктивной функции является отсутствие выработки половых клеток, и идеальная техника получения искусственной спермы должна быть основана на каких-то других, более доступных, клетках.