Рождение детей может замедлять старение женщины

Связь деторождения и старения пока не до конца изучена.

Канадские учёные выяснили, что количество рождённых женщиной детей влияет на то, с какой скоростью стареет её тело. Причём, чем больше детей, тем медленнее протекает процесс старения.

Исследователи из Университета Саймона Фрейзера (Simon Fraser University) брали образцы ДНК семидесяти пяти женщин из сельских районов Гватемалы. Первую пробу взяли в 2000, а вторую — в 2013 году. Так учёные получили возможность наблюдать изменения в теломерах женщин за 13 лет. Кроме того, испытуемых опросили о репродуктивной жизни, состоянии здоровья, вредных привычках и доходах.

Теломеры — концевые участки хромосом. Они не кодируют последовательность ДНК, а выполняют защитную функцию. Для учёных теломеры служат индикатором возраста: при каждом делении клеток они укорачиваются, поэтому чем старше организм, тем короче теломеры.

У женщин, родивших больше детей, теломеры оказались длиннее. Ранее считалось, что воспроизводство отнимает энергию, которая могла бы идти на восстановление тканей организма, поэтому чем больше потомства, тем быстрее стареет женщина.

Для объяснения результатов исследования учёные выдвигают две гипотезы. Замедление старения может быть результатом действия гормона эстрадиола, который активно вырабатывается во время беременности. Кроме того, оно может быть связано с социально-экономическими и культурными факторами: в некоторых сообществах (как раз в таком проводилось исследование) после рождения детей женщина получает мощную социальную поддержку, которая позволяет ей быстрее восстановиться. Дальнейшие исследования должны пролить свет на роль социальной поддержки и эстрадиола в связи между деторождением и старением организма.