Врачи впервые успешно пересадили человеку свиную почку

Хирургическая бригада во время операции по ксенотрансплантации почки
Хирургическая бригада во время операции по ксенотрансплантации почки. / Фото — Joe Carrotta/AP.

Команда хирургов из США успешно пересадила пациентке почку свиньи. Свинья была не обычная, а генетически модифицированная: учёные «отключили» в её организме ген, отвечающий за производство молекул сахара, известного как альфа-гал. Именно чужеродный человеку сахар мешает органу животного прижиться в организме реципиента.

Реципиенткой выступила умершая (с умершим мозгом) женщина, чьё тело оставалось на аппарате искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ). Перед смертью реципиентка пожелала пожертвовать свои органы другим людям, однако выяснилось, что её органы непригодны для трансплантации. Тогда семья женщины согласилась на то, чтобы хирурги провели эксперимент и пересадили ей почку генетически модифицированной свиньи, в клетках которой не производился дисахарид галактоза-альфа-1,3-галактоза (альфа-гал). Эти молекулы, уточняют учёные, присутствуют у многих млекопитающих, однако отсутствуют у человека. После пересадки почка сразу же «заработала» в организме пациентки.

Американские хирурги надеются, что их успешная операция — первый шаг на пути к массовой пересадке почек от свиней людям. В одних только США более 90 тыс. пациентов ждут пересадки почки, при этом по 12 человек ежедневно умирают, так и не дождавшись донорского органа. По словам специалистов, если врачи станут проводить операции по ксенотрансплантации с хорошим исходом, то в недалёком будущем ежегодно будут спасены тысячи пациентов.