Учёные планируют обучить эхолокации людей с потерей зрения

Для ночных летучих мышей эхолокация — основной инструмент ориентирования в пространстве. При определённой тренировке подобный навык может помочь и людям с потерей зрения.

Исследователи из Великобритании выяснили, как люди, самостоятельно научившиеся определять наличие предметов в пространстве по эху, используют своё умение. По словам специалистов, этому навыку несложно обучиться. Они надеются, что после серии исследований смогут помочь людям с полной или частичной потерей зрения лучше ориентироваться в пространстве.

Исследователи из Даремского университета (Durham University) в Англии провели эксперимент, чтобы выяснить, каким способом люди, обучившиеся эхолокации, выясняют, где в пространстве расположены предметы. Издавая щелчки ртом, «люди-эхолокаторы» прислушиваются к отражённому от объектов звуку. Если необходимо выяснить, что находится сбоку или сзади, они издают большее число щелчков, однако точность поиска предмета снижается. Испытуемые всегда могли определить, что предмет находится перед ними, однако если сместить его вбок и назад, точность ответа заметно снижалась. Обнаружить таким образом предмет, расположенный ровно за спиной, испытуемым удавалось только в половине случаев.

Для эксперимента учёные пригласили восемь незрячих добровольцев без нарушений слуха. На расстоянии одного метра от них находился отражающий диск размером 17,5 см. Расположение диска меняли: он мог располагаться прямо перед лицом испытуемого, сбоку под углом 45, 90, 135 градусов или сзади, то есть под углом 180 градусов. Участникам эксперимента не сообщали, где именно находится предмет и есть ли он вообще в комнате, где проходит испытание.

Также по условиям эксперимента участникам не разрешалось поворачивать голову. Очевидно, возможность повернуться в другую сторону могла бы помочь определить расположение диска, однако у исследователей была причина ввести подобный запрет. «Из обсуждения задания с участниками эксперимента выяснилось, что они обычно поворачивают голову, чтобы точнее определить вероятное расположение предметов, находящихся с боков. Тем не менее, в повседневных ситуациях часто заранее неизвестно, где может находиться какой-либо объект», — говорится в работе.

В ходе эксперимента выяснилось, что участники в 100% случаев определяют предмет, примерно попадающий в угол обзора. Несмотря на изменение местоположения отражающего диска (0, 45 или 90 градусов), испытуемые не меняли частоту и интенсивность щелчков, по эху от которых определяли его местоположение. Когда угол увеличивался до 135 градусов, участники эксперимента сомневались в результате и, по просьбе учёных, сообщали наиболее вероятную, по их мнению, версию. Точность ответов упала до 80%. Когда диск расположили за спиной участников эксперимента, они с вероятностью 50 на 50 угадывали, есть там предмет или нет.

Кроме того, выяснилось, что когда диск располагался под углом 135 или 180 градусов, испытуемые обычно издавали большее число щелчков и увеличивали их интенсивность — то есть изменяли соответствующий звук для получения нужного эха. Изучить подобные способы регулирования издаваемых звуков и его изменения для получения более точной информации как раз и было целью эксперимента.

Руководитель научно-исследовательской группы Лор Тэлер (Lore Thaler) отметила, что этому навыку вполне можно обучать незрячих, если выяснить, как именно пользуются своим умением участники эксперимента. «Мы обнаружили, что все они применяют одни и те же методы, несмотря на то, что овладевали навыком независимо друг от друга», — пояснила она.