Некоторые климатические изменения уже неизбежны, об этом говорится в новом докладе МГЭИК — Межправительственной группы экспертов по изменению климата (англ. Intergovernmental Panel on Climate Change, IPCC). Инвестиции в расширение прав и возможностей людей через всеобщее образование должны быть обязательным элементом стратегии адаптации к изменению климата. Однако усилия пока сосредоточены в основном на инженерных проектах. Таковы выводы нового исследования Международного института прикладного системного анализа (IIASA), опубликованные в журнале Science.
Эти выводы основаны на всестороннем анализе информации о природных катастрофах, произошедших в 167 странах в последние четыре десятилетия, а также на данных ряда исследований, проведённых в отдельных странах и регионах, опубликованных в прошлом году в специальном выпуске журнала Ecology and Society.
Исследования показывают, что во многих случаях — и особенно там, где пока не ясно, как точно проявятся последствия изменения климата, — улучшение системы образования будет лучшей инвестицией в дело защиты населения от негативного воздействия, более эффективной, чем обычные вложения: строительство морских стен, дамб, оросительных систем и других объектов инфраструктуры.
«Образование является ключевым фактором снижения смертности в результате катастроф и повышении адаптивной способности», — говорит Вольфганг Лютц (Wolfgang Lutz), директор программы IIASA по изучению мирового населения. Его коллеги в исследовании — Райя Муттарак (Raya Muttarak) и Эрих Штриссниг (Erich Striessnig).
«Наше исследование показывает, что образование важнее, чем ВВП, в деле снижения смертности от стихийных бедствий. Мы также продемонстрировали, что быстрое развитие образования во всём мире сократит смертность от природных катастроф», — продолжает Муттарак.
Климатические модели показывают, что частота экстремальных погодных явлений, таких как ураганы, вероятно, возрастёт с изменением климата. Повышение уровня мирового океана увеличивает вероятность наводнений в низинных прибрежных районах. Программа IIASA по изучению мирового населения — крупный научно-исследовательский проект, исследующий связи между смертностью в подобного рода катастрофах, уровнем образования и другими факторами, которые могут способствовать стабильности, например, такими, как уровень жизни и здоровья.
Предыдущие исследования показали, что образование играет важную роль для процесса развития, включая сокращение масштабов нищеты и увеличение скорости экономического роста. В отношении адаптации к изменениям климата, «образование повышает знания, способность понимать и обрабатывать информацию и оценивать риски. Оно также косвенно повышает социально-экономический статус и социальный капитал. Это качества и навыки, полезные для выживания и преодоления последствий катастроф», — говорит Муттарак.
Понимание роли образования в улучшении адаптационных способностей отражено в новом докладе МГЭИК и рекомендациях этой организации, созданных для руководителей государств. Как говорит Эрих Штриссниг, «инвестиции в человеческий капитал не только дают людям возможность достижения желаемых социально-экономических результатов, но также защищают их от различных воздействий изменения климата, которые произойдут, возможно, уже в ближайшие десятилетия».
К 2020 году ежегодно 100 млрд долларов должны будут проходить через Зелёный климатический фонд, исследователи утверждают, что жизненно важно понять, как с максимальной эффективностью использовать эти деньги.
«Мы должны думать о том, как наилучшим образом распределить средства для адаптации к изменению климата в будущем. В настоящее время большую часть этих средств планируется использовать для поддержки сельскохозяйственных проектов. Это жизненно важно, но в свете неопределённости в отношении будущего воздействия изменения климата, имеет смысл инвестировать часть средств в механизмы, которые позволят людям гибко реагировать на любые изменения, которые могут произойти», — заключает Штриссниг.