Расшифрованный геном малоизвестного заболевания даёт надежду цитрусовым

Новая технология может уберечь растения от губительных болезней и повысить их урожайность.

Учёные надеются, что РНК-геном малоизвестной инфекции однажды можно будет использовать для лечения цитрусовых деревьев.

Эта инфекция, вирус жёлтой жилки (Citrus Yellow-Vein Associated Virus), обнаружена 64 года назад в Риверсайде, Калифорния, США, и никогда не встречалась в других регионах мира. Спустя десятилетия исследователи Калифорнийского университета в Риверсайде (University of California, Riverside) наконец-то расшифровали генетический код патогена, что стало важным шагом на пути к использованию его уникальных свойств.

Статья, описывающая это открытие, недавно опубликована в журнале Frontiers in Microbiology.

Клетки используют РНК для преобразования информации, хранящейся в ДНК, в белки, выполняющие различные функции. Вирус жёлтой жилки
обладает маленькими, независимо двигающимися РНК, также называемыми мРНК, которые распространяются по сосудистой системе растения. Этот механизм распространения может стать новым способом передачи в растения лекарств от различных болезней.

История этого многообещающего исследования началась в 1957 году с Льюиса Уэзерса (Lewis Weathers), профессора патологии растений из Калифорнийского университета в Риверсайде.

«Он обнаружил четыре дерева лаймквата с красивыми яркими прожилками на листьях, почти флуоресцентно-жёлтыми. Этот цвет был признан признаком болезни, а образцы помещены в базу данных болезней Программы клональной защиты цитрусовых, где мы отыскали их спустя десятилетия»

рассказал Георгиос Видалакис (Georgios Vidalakis), профессор патологии растений Калифорнийского университета в Риверсайде, главный автор новой работы.

«Мы думаем, что лаймкваты заразились болезнью единожды и после уничтожения этих растений вирус не распространился на другие цитрусовые в Калифорнии,

добавил он.

Исследователи выяснили, как вирус жёлтой жилки может распространяться между клетками заражённых растений: мРНК маскируется под растительные белки, что позволяет ей проходить сквозь клеточные мембраны. Эта способность мРНК перемещаться внутри цитрусовых деревьев может пригодиться для внедрения лекарственных молекул и в нецитрусовые растения, включая виноград, оливки и какао.

мРНК вируса жёлтой жилки удивительно мала даже для микроскопического организма. Растительные вирусы обычно имеют в среднем от 4 до 10 генов, каждый из которых выполняет как минимум одну функцию. мРНК этого заболевания имеет только один функциональный ген.

Хотя учёные считают, что патоген относительно безвреден, исследовательская группа проводит дополнительные испытания, чтобы убедиться, что его использование не повлияет на качество и количество плодов, высоту деревьев или другие показатели здоровья растения.