Американская компания Lockheed Martin опять напоминает миру о том, что ведёт разработку компактного промышленного термоядерного реактора. Об этом сообщает издание Aviation Week.
19 июля сайт Aviation Week опубликовал заметку о том, что корпорация Lockheed Martin готова закончить в этом году производство в своём отделении Skunk works в Калифорнии нового экспериментального термоядерного реактора, более мощного, чем предыдущие. Изданию об этом рассказал вице-президент «Локхид» и генеральный директор Skunk works Джефф Бабионе (Jeff Babione). Мировые СМИ подхватили эту новость, но, если задуматься, — о чём она? «Локхид» не построил новый реактор и даже не обещает в этом году построить рабочий образец. В течение года компания собирается тестировать уже существующий прототип T4B, а также — построить к концу года прототип T5, который, по словам Бабионе, «будет ещё одним значительным скачком в демонстрации того, что физика, на которой основана наша концепция, работает». При этом у компании всё ещё большие проблемы с удержанием плазмы, и одной из основных задач T5, в частности, будет измерение потерь, происходящих в тех местах реактора, где линии магнитного поля, удерживающего плазму, контактируют с креплениями, удерживающими сверхпроводящие магниты реактора.
T4 был впервые протестирован в 2014-м, но сообщения об этом и тогда вызвали немало вопросов. T5, если основываться на сделанных ранее заявлениях представителей Lockheed, должен был запуститься в 2018-м, но не сложилось. Теперь Бабионе обещает запуск в 2019-м и говорит, что «у нас всё ещё есть уверенность» в том, что компания выйдет на «этап TX». До которого ещё планируются этапы T6, T7, T8 и T9. Это при том, что ещё нет даже T5. СМИ пишут о «компактном и экологически чистом термоядерном реакторе размером с грузовик, способном питать военный корабль или городок на 80 тысяч домов», но даже «этап TX», о выходе на который у компании всего лишь «всё ещё есть уверенность», должен будет лишь продемонстрировать безопасное и надёжное «воспламенение» плазмы и работу в течение более чем 10 секунд после этого. И когда это будет, нет пока даже приблизительного понимания. Не странно ли, что Lockheed Martin запускает новость об амбициях в этой области в отсутствие, казалось бы, какого бы то ни было повода для этого?
Любопытно однако, что в тот же день, 19 июля, Пентагон сообщил о заключении с Lockheed Martin контракта на 1,48 млрд долларов, в рамках которого компания осуществит поставку и монтаж системы противоракетной обороны THAAD в Саудовской Аравии. Вместе с ранее заключёнными соглашениями о поставке в СА противоракет на 2,4 млрд долларов и сорока четырёх пусковых установок к ним это государственный военный контракт на 5,36 млрд долларов, большей частью из которых правительство Трампа оплачивает союзнический долг США по отношению к ваххабитской монархии Саудитов.
Ни для кого не секрет, что в изрядной части американского общества союзничество с Саудовской Аравией воспринимается в диапазоне от скверного анекдота до открытого осознанного осуждения. Сенат в марте этого года одобрил инициированную «социалистическим» демократом Берни Сандерсом и республиканцем Майком Ли резолюцию за прекращение американской поддержки военных действий, ведущихся Саудовской Аравией в Йемене, поскольку последние являются причиной гуманитарной катастрофы. При этом резолюция распространяет понятие «военных действий» даже на такие операции как дозаправка в воздухе.
Для публичной компании, торгуемой на Нью-Йоркской фондовой бирже, а Lockheed Martin именно такова, подобный общественно-политический фон — не лучший для заключения сделок о поставке сверхсовременных средств человекоубийства столь сомнительному с этической точки зрения союзнику. Даже несмотря на то, что это — приличный госконтракт, то есть обеспеченный и многократно застрахованный хороший доход. Особенно если учесть то обстоятельство, что в среднем неплохо выросшие за последние шесть месяцев акции LMT, с начала июля на фоне существенных перестановок в операционном руководстве компании упорно поползли вниз. Не помогла даже новость о получении в начале июля хорошего военного контракта — 7,1 млн долларов на оснащение фрегатов нового поколения системами самонаводящихся ракет (что, по предварительным прикидкам, может составить с опционами до 125 млн долларов). Учитывая же необходимость публикации 23 июля полугодовой отчётности, компании едва ли хотелось заканчивать полугодие медвежьим трендом. Поэтому этически сомнительный милитаристский контракт на поставку оружия на Аравийский полуостров необходимо было скрасить чем-то, что придётся по сердцу даже леволиберальной части общества (а в первую очередь — фондового рынка). Для компании, занимающейся преимущественно ВПК, задача не самая простая. Вот и вынули из рукава свой «недоначатый» промышленный термояд.
В общем, скорее всего эта новость совсем не из тех, что так нравятся читателям популярных газет, и в ближайшее время никакие компактные термоядерные реакторы не будут снабжать энергией городки-восьмидесятитысячники и даже военные корабли. А достроит ли «Локхид» к концу года свой более чем экспериментальный T5 — посмотрим в конце года.