Новый ГМ-удар по сорнякам: хлопок, потребляющий фосфиты

Хлопковое поле.

Борьба с сорняками дело непростое. Многие дикорастущие растения развили устойчивость к популярным гербицидам (например, глифосат не действует на 41 вид растений). Это позволяет им конкурировать с генетически модифицированными культурами, которые создавались стойкими к уничтожающим сорняки химикатам. Требуется новый подход к решению проблемы, и он предложен научной группой, в которую вошли специалисты из Мексики и США: создан хлопок, использующий удобрение, бесполезное для сорняков. Испытания культуры только готовятся, но новая технология обещает не только победу над сорными растениями, но и улучшение ситуации с загрязнением окружающей среды фосфатами.

Обычные растения нуждаются в фосфате. Генетически модифицированный хлопок получил способность превращать в фосфат фосфит. Руководитель проекта — Луис Эррера-Эстрелья (Luis Herrera-Estrella), директор мексиканской Национальной лаборатории геномики биоразнообразия (исп. Laboratorio Nacional de Genomica para la Biodiversidad, LANGEBIO). Ранее его команда уже использовала эту технологию, создав ГМ-табак.

Хлопковое поле и сорняки
Хлопковое поле и сорняки.

Как же генетическая модификация поможет хлопку бороться с сорняками? В статье, опубликованной в журнале PNAS, говорится о том, что 70% пахотных земель мира бедны фосфатами. Эксперименты показали, что изменённый хлопок, удобренный фосфитом, эффективно конкурирует и подавляет нуждающиеся в фосфате сорняки. В обычных условиях, при подкормке фосфатом, быстрорастущие широколистные сорняки обгоняют хлопок «на старте», увеличивая свою биомассу в два-три раза.

В ходе опытов хлопок успешно перегнал в росте сорняк Amaranthus palmeri. Это растение быстро растёт и производит много семян. Кроме того, возникли его разновидности, устойчивые к шести различным гербицидам, в том числе к глифосату.

В ближайшее время начнётся испытание новой культуры в поле. Не все разделяют оптимизм её создателей как по отношению к возможности победы в борьбе с сорняками, так и в оценке влияния технологии на окружающую среду. Плюсы очевидны — отказ от фосфатов, которые, попадая в водоёмы, вызывают рост вредных и токсичных водорослей. Какое влияние на экосистемы окажет внесение значительного количества фосфита — пока неизвестно.