Бактерии вырабатывают устойчивость к антибиотикам без участия человека

В нетронутых прериях Небраски бактерии благополучно вырабатывают устойчивость к антибиотикам без участия человека.
В нетронутых прериях Небраски бактерии благополучно вырабатывают устойчивость к антибиотикам без участия человека.

Учёные из Службы сельскохозяйственных исследований США (Agricultural Research Service) обнаружили, что бактерии в почве вырабатывают естественную устойчивость к антибиотикам — даже в прериях, где ноги земледельца и пастуха не было двадцать лет. Новое исследование, опубликованное в Journal of Environmental Quality, задаёт точку отсчёта, которая позволит оценить влияние человеческой деятельности на землю.

Считается, что устойчивость к антибиотикам развивается из-за деятельности человека: Homo Sapiens лечатся ими сами и кормят препаратами животных. Однако это не всегда так. Микробиолог Лиза Дюрсо (Lisa Durso) и её коллеги обнаружили резистентные микроорганизмы даже там, где следов человеческой деятельности не было много лет. «Устойчивые к антибиотикам бактерии и гены встречаются в природе, — говорит Дюрсо. — Исследования показали, что антибиотикорезистентность в образцах почвы восходит к временам шерстистых мамонтов. Потому что антибиотики — например, пенициллин — образуют плесневые грибы и другие бактерии, которые содержатся в почве».

Установить источник резистентности на фермах и в окружающей среде непросто. Устойчивые к антибиотикам бактерии и гены, как правило, обнаруживаются там, куда попадает навоз, однако учёные опасаются, что даже в тех случаях, когда обитающие в навозе бактерии мертвы, их гены остаются в почве. Как же в таком случае понять — появилась ли резистентность в результате деятельности человека или это следствие естественного процесса? Для этого нужно установить «исходный уровень» устойчивости — именно этим и занимались учёные.

Они взяли образцы почвы с 20 участков в прериях Небраски — в этих местах не возделывали землю и не пасли скот уже два десятка лет. Когда образцы проверили на резистентность, выяснилось, что почва на всех участках содержит бактерии, устойчивые к тетрациклину и цефотаксиму — распространённым антибиотикам — и почти в половине проб обнаружились микроорганизмы, устойчивые к двум и более препаратам. В 91 % образцов исследователи нашли гены устойчивости к сульфаниламидам, которые раньше считались своеобразным «маркером» присутствия людей. «Однако наши данные говорят о том, что если мы видим эти гены на кормовой площадке в Небраске, мы не можем заключить, что это результат деятельности человека, поскольку мы видели, что в прериях они встречаются в довольно больших количествах», — говорит Дюрсо.

Учёные подчёркивают: антибиотикорезистентность почв необходимо снизить. Новое исследование поможет им понять, какого «нижнего порога» необходимо достичь. «Было бы нереалистично говорить, что мы хотим добиться нулевой устойчивости к антибиотикам на фермах, потому что резистентность встречается даже в дикой природе, — объясняет Дюрсо. — С помощью этих данных мы поймём, что происходит в естественных условиях. У нас появится точка отсчёта, которая позволит понять, как регулировать устойчивость к антибиотикам на сельскохозяйственных угодьях».

Антибиотикорезистентность — феномен устойчивости штамма возбудителей инфекции к действию одного или нескольких антибактериальных препаратов, снижение чувствительности (устойчивость, невосприимчивость) культуры микроорганизмов к действию антибактериального вещества.

По информации ВОЗ, устойчивость к антибиотикам является одной из самых больших опасностей для глобального здравоохранения. Только в Европейском союзе устойчивые к лекарственным средствам бактерии ежегодно вызывают 25 000 смертей.