Как пластик изменяет мир

Пластигломерат
Пластигломерат — порода, образующаяся в эпоху антропоцена.

Недавно ученые обнаружили новый тип камней, формирующийся из пластика, песка, вулканических пород, ракушек и кораллов.

Это открытие стало еще одним свидетельством того, что Земля вступила в эпоху антропоцена — периода, когда деятельность человека существенно влияет на экологические системы. И неконтролируемое распространение пластикового мусора является одним из факторов воздействия на окружающую среду.

Триллионы частиц пластика вмерзают в арктический лед

Мировая промышленность выпустила почти 300 миллионов тонн пластика в 2012 году. Возникает вопрос: куда все это девается? Исследование, проведенное материаловедом Рейчел Оббард из Dartmouth College, показывает, что микрочастицы пластикового мусора захватывается арктическими льдами и даже в удаленных от центров цивилизации районах в кубометре льда содержится около трехсот частиц искусственного происхождения.

Светящийся мусор становится пищей для рыбы

На мельчайших частицах пластика, плавающих в море, живет множество микроорганизмов. Как утверждает микробиолог Трейси Минцер из Woods Hole Oceanographic Institution, из более чем тысячи микроорганизмов, способных жить на частицах пластика, выделяются некоторые виды, добивающиеся в этом большего успеха. Как показывает генетический анализ, одним из таких видов является люминисцентная бактерия рода Vibrio. В образцах, взятых учеными, до 40% частиц пластика светились. Рыба охотно поедает такой мусор, принимая его за светящийся планктон. Это не очень хорошо для рыбы, но способствует процветанию бактерий, попадающих в еще более благоприятную для них среду внутри рыбы.

Мусор в океане становится колыбелью для насекомых

Появление в океане большого количества плавающего мусора стало причиной роста популяции морских клопов-водомерок вида Halobates sericeus. Эти насекомые живут в воде, но для откладывания яиц им необходима плавающая на поверхности основа. До появления пластика такой основой были частицы дерева, пемзы, и других природных материалов с естественной плавучестью. Но теперь плавучих частиц стало значительно больше и количество насекомых увеличилось пропорционально.

Такой демографический бум может навредить экосистеме океана, считает Мариам Гольштейн, морской эколог из Калифорнийского университета. Водомерки — любимая еда крабов и птиц. Поэтому, с одной стороны, у крабов, приноровившихся путешествовать на плотах из мусора, появится больше источников пропитания, с другой стороны — вылупившееся голодное потомство сильно уменьшит популяцию планктона. От этого пострадают уже кальмары и медузы — то есть те, кто на поверхность воды за едой не поднимаются.

Стирка — один из источников загрязнения мирового океана

Одним из источников микроскопических частиц пластика, загрязняющих воды мирового океана, является процесс стирки. Исследование, проведенное Марком Брауном из University College Dublin, показало, что прибрежный песок содержит большое количество микрочастиц полиэстера или акрила, соединений, широко используемых текстильной промышленностью. Опыты, проведенные командой ученых-экологов, показали, что при стирке обычного свитера из полиэстера в канализацию попадает около двух тысяч микрочастиц пластика.

Опасность таких микрочастиц заключается, в частности, в их способности поглощать опасные вещества. Морские организмы (например, мидии) фильтруют воду и содержащие отравляющие вещества микрочастицы пластика собираются в их организме и передаются вверх по пищевой цепочке.