Совместная работа птиц и пчёл — залог хорошего урожая

Урожаи кофе зависят от наличия пчёл и птиц.

Без пчёл и птиц, в том числе перелётных, урожайность кофейных плантаций снизится минимум на 25%. Это означает потерю, в нынешних ценах, приблизительно 1066 долларов с гектара посадок.

Об этом сообщается в статье, опубликованной в Proceedings of the National Academy of Sciences.

Кофейные зёрна становятся больше, а урожай обильнее, когда на плантациях в достатке и птиц, и пчёл.

Потеря крылатых помощников, в том числе перелётных птиц, будет означать падение урожайности на 25%.

Понимание этого важно для кофейной индустрии, денежный оборот в которой — десятки миллиардов долларов. Десятки миллионов семей фермеров и сотрудников корпораций зависят от «бесплатного» вклада природы в производство. И вклад этот было непросто оценить — оказалось, что для этого недостаточно оценить пользу опыления и пользу защиты от насекомых-вредителей и механически сложить их. Эксперименты в реальных условиях показали, что наличие и птиц, и пчёл обеспечивают большую выгоду, чем сумма их частных вкладов.

«До сих пор исследователи рассчитывали влияние каждого природного фактора, а затем просто складывали их, — говорит ведущий автор исследования Алехандра Мартинес-Салинас (Alejandra Martínez-Salinas). — Но природа — связная система, полная важных синергий и компромиссов. Мы показываем экологическую и экономическую важность этих взаимодействий в одном из первых экспериментов в реалистичных масштабах на реальных фермах».

«Эти результаты показывают, что прошлые оценки отдельных экологических услуг, включая результаты крупных глобальных проектов, таких как IPBES (Межправительственная научно-политическая платформа по биоразнообразию и экосистемным услугам), могут фактически недооценивать преимущества биоразнообразия для сельского хозяйства и благополучия человека, — поясняет Тейлор Рикеттс (Taylor Ricketts). — Эти позитивные взаимодействия означают, что экосистемные услуги более ценны вместе, чем по отдельности».

В ходе эксперимента исследователи из Латинской Америки и США работали с кофейными растениями на фермах, исключая воздействие птиц и пчёл с помощью больших сетей и маленьких марлевых мешочков. Тестировались четыре ключевых сценария: только активность птиц (борьба с вредителями), только активность пчёл (опыление), отсутствие активности птиц и пчёл вообще и, наконец, естественная среда, где пчёлы и птицы могли свободно, соответственно, опылять цветы и есть насекомых.

Совместное положительное влияние птиц и пчёл на количество плодов кофе, а также на их вес и однородность — ключевые факторы качества и цены продукта, — оказалось большим, чем сумма индивидуальных вкладов этих животных. Без птиц и пчёл средняя урожайность снизилась почти на 25%.

Исследование проводилось на культуре арабика. Это растение, способное к самоопылению, но при перекрёстном опылении пчёлами урожайность выше.

«Одна из важных причин, по которой мы измеряем этот вклад, заключается в том, чтобы помочь защитить и сохранить многие виды, от которых мы зависим, но принимаем это как должное, — говорит Наталья Аристизабаль (Natalia Aristizábal), участница исследования, — Птицы, пчёлы и миллионы других видов поддерживают нашу жизнь и дают средства к существованию, но сталкиваются с такими угрозами, как разрушение среды обитания и изменение климата».

Интересный и важный вывод работы: многие птицы, обеспечивающие борьбу с вредителями кофейных растений в Коста-Рике, — перелётные, они прилетают из Канады и США. Это напоминает о том, что усилия по защите природы должны быть международными, без оглядки на границы.