Цифровые навыки в России. Сравниваем со странами ЕС

+7 926 604 54 63 address
 Котам не нужны цифровые навыки. А нам нужны, в том числе для просмотра фото котов.
Котам не нужны цифровые навыки. А нам нужны, в том числе для просмотра фото котов.

Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ оценил уровни владения цифровыми навыками в России и европейских странах. В период пандемии многие процессы перешли в интернет, но насколько готовы к этому граждане? Можем ли мы работать с информацией и программным обеспечением, общаться и находить решения проблем в цифровой среде?

Для того, чтобы не только ответить на эти вопросы, но и сравнить ситуацию в России с положением дел за рубежом, специалисты НИУ ВШЭ использовали методологию Евростата (Eurostat), статистической службы Европейского союза.

Как считают цифровые навыки

  1. Расчёт производится в отношении лиц, которые пользовались интернетом в последние три месяца.
  2. Для расчёта используется информация о 22 видах действий, выполняемых при работе на компьютере или в интернете.
  3. Эти действия образуют четыре группы навыков: информационные, коммуникационные, навыки решения проблем и навыки работы с программным обеспечением. Расчёт производится в два этапа: на первом оценивается уровень владения навыками в каждой группе, на втором — формируется интегральная оценка.
  4. Уровень владения навыками из отдельной группы оценивается по трехбалльной шкале:
    «выше базового» — наличие более одного навыка / наличие навыка продвинутого уровня;
    «базовый» — наличие только одного навыка / наличие навыка начального уровня;
    «навыки отсутствуют» — отсутствие каких-либо навыков из данной группы.
  5. Интегральная оценка формируется исходя из следующей шкалы:
    «выше базового уровня» — наличие навыков во всех группах на уровне «выше базового»;
    «базовый уровень» — наличие навыков во всех группах при условии, что хотя бы в одной группе уровень владения навыком — «базовый»;
    «низкий уровень» — отсутствие навыков в одной, двух или трёх группах;
    «навыки отсутствуют» — отсутствие навыков во всех четырёх группах.

По оценкам НИУ ВШЭ уровень владения цифровыми навыками в России заметно ниже в сравнении с показателями большинства стран ЕС.

Лишь у 12% наших сограждан цифровые навыки развиты выше базового уровня, для сравнения: в среднем в 28 странах Евросоюза (использовались данные на 2019 год, до выхода из ЕС Великобритании) такой уровень демонстрирует треть взрослого населения, половина жителей Нидерландов и Финляндии, 49% — Великобритании и Дании.

Но двумя из 22 проанализированных в рамках исследования цифровых навыков россияне владеют чуть лучше, чем в среднем в Европе. Оба связаны с общением: 59% россиян пользуются социальными сетями (57% по ЕС) и 55% относительно регулярно совершают онлайн телефонные или видеозвонки (52% по ЕС).

рис.1
Цифровые навыки по странам.

Почти четверть россиян (24%) владеют цифровыми навыками на базовом уровне, 39% — на уровне ниже базового, а у 2% цифровые навыки отсутствуют. 22% не могли их проявить, так как не использовали интернет в последние три месяца на момент проведения исследования.

Уровень владения цифровыми навыками заметно ниже у россиян средних и старших возрастных групп (от 45 лет) — основой рабочей силы страны. Из этого следует, что для ускорения цифровизации экономики важно сделать более доступными программы повышения компьютерной грамотности взрослых.

Цифровая грамотность в 2019 году
Цифровая грамотность в 2019 году.

Более подробно об исследовании можно прочитать на сайте НИУ ВШЭ: https://issek.hse.ru/news/377859466.html

.
Комментарии