Кристис начнёт торговать картинами за «авторством» ИИ

+7 926 604 54 63 address
 Деталь картины Deep Meditations, созданной художником Мемо Актеном (Memo Akten) при помощи «обученного» алгоритма.
Деталь картины Deep Meditations, созданной художником Мемо Актеном (Memo Akten) при помощи «обученного» алгоритма.

В октябре этого года аукционный дом Кристис (Christie’s) впервые выставит на продажу произведения, созданные искусственным интеллектом (ИИ). В мире уже состоялась, по меньшей мере, одна выставка, все экспонаты которой были «нарисованы» без участия человека. Однако вопросы, касающиеся авторства и творчества в целом (применительно к ИИ), пока остаются без ответа.

Планирующийся аукцион должен будет продолжить традицию Кристис по продаже картин, созданных нейронными сетями. Первые такие торги состоялись в начале этого года. Французский коллекционер Николас Лагро-Лассер (Nicolas Laugero-Lasserre), известный своей коллекцией городского искусства (Shepard Fairey, Ivader, Banksy, Swoon), приобрёл за 10000 евро картину «Граф Белами» («Le Comte de Belamy»), созданную системой ИИ.

«Le Comte de Belamy» — картина, созданная искусственным интеллектом и проданная на аукционе за 10000 евро
«Le Comte de Belamy» — картина, созданная искусственным интеллектом и проданная на аукционе за 10000 евро.

В большинстве случаев, разработчики ИИ используют технологию генеративно-состязательных сетей (generative adversarial networks, GAN). Она позволяет «обучать» компьютер при помощи библиотек изображений и звуков. Собственный контент ИИ в этом случае будет создавать, опираясь на уже «изученные» образцы. Суть генеративно-состязательного подхода заключается в том, что над созданием нового образца (изображения, звука и т.д.) работают две модели — генератор и дискриминатор. Целью второй является попытка отличить созданный образец от настоящего, а первой — создание образца, который вторая модель не сможет отличить от настоящего.

Произведения искусства, полученные подобным образом, — будь то отпечатки на бумаге, видеоролики или мультимедийные инсталляции — часто оказываются неприятно правдоподобными, как будто на них изображена флора и фауна «зловещей долины».

Эффект «зловещей долины» (uncanny valley) — гипотеза, согласно которой робот или другой объект, выглядящий или действующий примерно как человек (но не точно так, как настоящий), вызывает неприязнь и отвращение у людей-наблюдателей.

Причина такого психологического феномена не выяснена до сих пор.

Марио Клингеманн (Mario Klingemann) из Мюнхена, например, тренировал алгоритм на портретах работы старых мастеров — художников, живших и работавших до XVIII века. Затем Клингеманн «показал» ИИ самого себя. Итогом стало появление видеоролика с расплывающимися многоглазыми гротескными фигурами — их можно сравнить с работами английского экспрессиониста Фрэнсиса Бэкона (Francis Bacon).

На благотворительном аукционе, организованном компанией Google в 2016 г., картина авторства ИИ была продана за 8 тыс. долларов США. Представители аукционного дома Кристис полагают, что за одну работу удастся выручить от 8 до 11,5 тыс. — это гораздо меньше, чем средняя цена картины в наши дни. В этом плане ИИ похож на начинающего художника, пытающегося отвоевать своё место на рынке произведений искусства.

С другой стороны, ИИ как автор произведений искусства может привлечь новую аудиторию — благодаря ему, картины оказываются по карману не только банкирам и владельцам недвижимости (пока основными покупателями на рынке произведений искусства являются именно они).

Интересен и вопрос авторства созданных ИИ работ. Некоторые художники даже подписывают картины математическими выражениями, использованными при разработке алгоритма, но, конечно, с точки зрения закона ИИ представляет собой не более чем инструмент. В этом плане ИИ можно сравнить с фотоаппаратом или программой Photoshop.

С другой стороны, нельзя забывать, что для «обучения» ИИ используются реально существующие произведения искусства, созданные людьми. Впрочем, они могут браться из готовых открытых источников, и тогда проблем с копирайтом не возникнет. В то же время некоторые художники считают, что даже отбор изображений для тренировки ИИ — это уже творческий процесс. Решая, что включить в базу, а что из неё удалить, автор, по сути, совершает некий творческий акт, который впоследствии окажет влияние на конечный результат «творчества» алгоритма.

А вот у страхов по поводу «ИИ, отбирающего хлеб у художников», похоже, нет никаких реальных оснований. Если изобретение фотографии дало толчок к развитию новых школ живописи, то и проникновение ИИ в изобразительное искусство может стать отправной точкой для новых открытий.

.
Комментарии