«Бросай свои дурацкие игры и найди себе, наконец, работу!», — можно было услышать от родителей ещё в семидесятые, когда Atari выпустила домашнюю версию игры Pong. А что если «дурацкие игры» могут научить человека работать в команде и сделать его ценным членом коллектива? По крайней мере, так предположили исследователи из Миссурийского университета науки и технологий (Missouri University of Science and Technology) и решили изучить эту гипотезу.
Новое исследование показывает, что игроки World of Warcraft, которые хорошо проявляют себя в ходе рейдов, обладают качествами, полезными на виртуальном рабочем месте. Это не только навыки общения с помощью компьютера и технологическая готовность, но и черты так называемой Большой пятёрки: экстраверсия, доброжелательность, открытость опыту, сознательность и нейротизм.
Исследователи опросили 288 игроков WoW, которые играли на разных серверах. Они были разного пола, возраста, национальности, жили и работали в разных местах. Объединяло их установленное дополнение Warlords of Draenor. В среднем, участники эксперимента играли в популярную ММОРПГ 8 часов в неделю, а трудились на тридцать часов дольше — учёные специально отобрали тех, кто работал на полную ставку, причём желательно, в коллективе. В анкету включили 140 вопросов о мотивации, навыках общения, приоритетах в командной работе и особенностях характера, причём большинство из них так или иначе касались качеств Большой пятёрки.
После этого исследователи сопоставили данные опроса и статистику персонажей. В профиле игроков отображаются специальные очки достижений, которые показывают, насколько активно и успешно они действуют в составе группы. «Мы хотели изучить виртуальную работу в команде и понять, какие характеристики игрока могли бы перенестись из игры в реальную жизнь», — говорит руководитель научной группы, психолог Натан Вейднер (Nathan Weidner).
Авторам исследования удалось обнаружить небольшую, но статистически значимую корреляцию между игровыми достижениями участников и их личными качествами. Особенно сильно она была заметна на примере технологической готовности. «Чем выше ваш уровень технологической готовности, тем лучше вы ладите с технологиями, тем легче вы адаптируетесь и тем больше у вас очков достижений (в WoW), — объясняет один из авторов работы, Элизабет Шорт (Elizabeth Short). — И наоборот. Чем больше у вас достижений в игре, тем больше вы технически подкованы. А это хорошо, особенно если вы работаете и общаетесь в виртуальном пространстве». Шорт рассказывает, что в детстве была стеснительным интровертом, но благодаря WoW, стала увереннее в себе. К тому моменту, как Элизабет поступила в колледж, она научилась лучше общаться с людьми — по её словам, всё благодаря ММОРПГ.
Шорт надеется, что благодаря новому исследованию игроки задумаются о том, как использовать уверенность, полученную в WoW, при построении карьеры в реальном мере. «Мне нравится мысль о том, что некоторые аспекты гейминга укрепляют навыки, знания и способности человека и дают возможность использовать их на рабочем месте», — говорит она. — Результаты показывают, что эти навыки действительно переносятся в жизнь, хотя и в несколько изменённом виде». Шорт и её коллеги представят своё исследование на ежегодной конференции Общества индустриальной и организационной психологии (Society for Industrial and Organizational Psychology) в конце апреля.