Общение в Facebook влияет на удовлетворённость жизнью не меньше, чем события реальной жизни — к такому выводу пришли исследователи из Facebook и университета Карнеги — Меллон (Carnegie Mellon University, CMU). Результаты работы опубликованы в журнале Journal of Computer-Mediated Communication.
В ходе исследования, профинансированного Национальным научным фондом (National Science Foundation, NSF) США и компанией Google, учёные выяснили, что пассивное чтение постов или лайки не особенно впечатляют пользователей. А вот комментарии и посты, написанные для них лично, действительно радуют.
«Мы говорим не о том, что требует каких-то особенных усилий, — объясняет Мойра Бёрк (Moira Burke), один из авторов исследования. — Это может быть просто комментарий из одного-двух предложений. Важно, что кто-то — например, близкий друг — находит время на то, чтобы сделать его более личным. Контент может подбодрить пользователя, а сам акт общения напоминает получателю о важных для него отношениях».
Результаты работы противоречат предыдущим исследованиям, которые опирались на опросы пользователей и показывали, что время, проведённое в соцсетях, связано с одиночеством и депрессией. «Остаётся только гадать — это потому, что несчастные люди любят посидеть в соцсетях, или потому что соцсети снижают настроение?» — говорит автор работы Роберт Краут (Robert Kraut).
Новое исследование опиралось не только на опросы пользователей, но и на логи Facebook. Это позволило учёным отследить, что именно делали участники исследования — читали, писали посты, комментировали, «лайкали» и так далее — и с кем они взаимодействовали. Предыдущие исследования не делали различий между общением с близкими друзьями и малознакомыми людьми. «Оказывается, если вести более глубокие беседы на Facebook, вы почувствуете себя лучше, — говорит Краут. — При личном общении происходит то же самое».
В исследовании приняли участие 1 910 человек из 91 страны. Каждый месяц они заполняли анкеты, оценивающие психологическое и социальное благополучие, и сообщали о важных событиях, таких как женитьба, рождение ребёнка или болезнь. Эти данные учёные сопоставляли с активностью добровольцев в Facebook. Кроме того, в ходе опроса пользователи указывали до шести близких друзей, затем компьютер случайным образом выбирал ещё несколько человек и просил оценить отношения по шкале от одного до семи. На основе этих данных строилась модель, отражающая прочность связей с остальными пользователями.
Оказалось что из всех упомянутых пользователями событий реальной жизни, на психологическом состоянии отразились только болезнь, развод и увольнение, поэтому учёные включили в анализ именно эти эпизоды. Взаимодействие с близкими друзьями в соцсети сказывалось на участниках почти так же, как травма или болезнь — но наоборот: не огорчало, а радовало. В то же время, общение с малознакомыми людьми не оказывало на них практически никакого влияния.
Учёные сделали вывод о том, что активность в Facebook отражается на таких показателях, как удовлетворённость жизнью, счастье, одиночество и депрессия. Они признают, что полученные данные не так точны, как результаты слепого эксперимента, но считают, что работа отражает реальность лучше, чем предыдущие исследования на основе одних только анкет.
На июль 2016 года аудитория Facebook составила 1,71 миллиарда пользователей — это те, кто заходил на сайт хотя бы раз в месяц, в марте этого же года суточная аудитория составила 720 миллионов человек. К этому времени компания купила или поглотила около шестидесяти предприятий, включая несколько известных стартапов: Friendfeed, Microsoft Atlas, Instagram, Whatsapp, Oculus VR.