Согласно новому исследованию, люди, хорошо осведомлённые в некоторых темах, в два раза чаще имеют ложные воспоминания по теме своей специализации.
Исследование провели доктор Киэра Грин (Ciara Greene), доцент школы психологии в Университетском колледже Дублина (ирл. An Coláiste Ollscoile, Baile Átha Cliath, англ. University College Dublin, USD) и Энтони О’Коннелл (Anthony O’Connell), магистрант в Ирландском национальном университете в Корке (ирл. Coláiste na hOllscoile Corcaigh, англ. University College Cork — National University of Ireland, Cork, UCC).
Они попросили 489 участников эксперимента ранжировать семь тем — футбол, политика, бизнес, технологии, кино, наука и поп-музыка — от наиболее до наименее интересной.
Затем учёные спросили участников, помнят ли они о событиях, описанных в четырёх новостях по теме, которую они выбрали в качестве наиболее интересной. Также они спрашивали их о событиях, описанных в четырёх новостных сюжетах по теме, отобранной в качестве наименее интересной.
В каждом случае, три из четырёх показанных событий действительно произошли, а одно было вымышлено. Результаты показали, что если кто-то интересовался темой, это увеличивало частоту точных воспоминаний относящихся к ней. Но при этом, если кто-то интересовался конкретным вопросом, это также увеличивало число ложных воспоминаний.
Исследователи обнаружили, что 25 процентов людей имели ложные воспоминания по интересующей их теме — в сравнении с 10 процентами относительно темы менее интересной.
Обладание высоким уровнем знаний о предмете (измеренным по количеству истинных зарегистрированных воспоминаний), а не просто интерес, тоже увеличивает частоту ложных воспоминаний.
Участники исследования, более осведомлённые в заданной области знаний, почти в два раза чаще вспоминали связанные с ней события, которых никогда не происходило.
«Повышение уровня научного и общественного понимания причин ложной памяти представляется важной задачей, особенно в свете некоторых негативных последствий, связанных с этим явлением, в том числе ошибочных свидетельств очевидцев и споров по поводу ложных воспоминаний о травматичных событиях детства, — сказала доктор Грин, ведущий автор исследования. — Я надеюсь, что развитие знаний о ложных воспоминаниях может дать некоторую прививку от их вредного воздействия».
В психологии под конфабуляцией понимается заполнение пробелов памяти или добавление деталей. Так как человеческая память по своей природе реконструктивна (то есть при воспоминании мозг заново конструирует события, часто пользуясь информацией, полученной после них), согласно психологическому определению, конфабуляция может наступать не только во время психических заболеваний, но и на протяжении жизни здорового человека.