Интересный проект на стыке искусства и науки задумал и реализовал Джонти Гурвитц (Jonty Hurwitz). Он создал одни из самых маленьких в мире скульптур, использовав технологию мультифотонной литографии. Самая большая из скульптур имеет размеры примерно с толщину человеческого волоса.
Уроженец ЮАР и житель Великобритании, миллионер Джонти Гурвитц — программист и предприниматель. Будучи сооснователем и совладельцем Wonga.com — компании, занимающейся краткосрочным кредитованием, с ноября 2013 года он отошёл от дел и получил возможность заняться творческими проектами. Чтобы реализовать свой замысел, Гурвитц собрал команду примерно из 15 человек. Работа началась со сканирования моделей с помощью огромного количества фотоаппаратов, затем были созданы трёхмерные модели, по которым в Технологическом институте Карлсруэ были напечатаны миниатюрные скульптуры. Наконец, результат работы был визуализирован с помощью электронного микроскопа.

Для печати использовалась та же технология, что и при установке на зубы световых пломб: светочувствительный полимер твердеет при облучении ультрафиолетовым светом, так можно создать объект сложной формы. Но применить методику напрямую нельзя — ультрафиолет воздействует сразу на весь объём полимера.

Вместо ультрафиолетового использовалось излучение с большей длиной волны, которое фокусировалось на определённой точке полимера. Затвердевание происходит в том случае, если поглощается сразу два низкоэнергетичных фотона. Таким образом создаётся элементарный «кирпичик» скульптуры — объёмный пиксел, или воксел. После этого скульптура перемещается, и очередной пиксел создаётся в новом месте. Так, слой за слоем, пиксел за пикселом, в течение многих часов печатается трёхмерная скульптура.

Одно из произведений Гурвитца — скульптура «Доверие» (Trust). Её размеры — 80 × 100 × 20 микрон, это самое миниатюрное изображение человеческой фигуры на момент создания.


Диаметр человеческого волоса составляет около 100 микрон. Скульптура теряется по сравнению с размерами игольного ушка. Моделью для скульптуры стала Йифат Давидоф из Университета имени Бар-Илана, Рамат-Ган, Израиль.

Ещё одним образом, вдохновившим Гурвитца на создание миниатюры, стала скульптура «Амур и Психея» (другое название — «Психея, разбуженная поцелуем Амура»). Она создана на рубеже XVIII—XIX веков венецианским скульптором Антонио Кановой в двух экземплярах. Первый был закончен в 1793 году и сейчас хранится в Лувре, второй датируется 1803 годом и находится в Эрмитаже.
Всего было смоделировано и напечатано семь скульптур, из которых «Доверие» — самая миниатюрная, а «Амур и Психея» — самая крупная. Размеры последней составляют примерно 100 × 90 × 100 микрон. Для сравнения, высота оригинальных скульптур Кановы — 155 см.


В интервью сайту 3dprint.com Джонти Гурвитц рассказал, что в итоге случилось со скульптурами. Получив посылку, он не нашёл их: внутри многослойной упаковки было только небольшое зеркало, и никаких признаков миниатюр. Однако расположив зеркало против света, он смог разглядеть семь пылинок, в которых искусственное происхождение выдавало лишь их расположение строго по прямой.
Раздобыв электронный микроскоп, Гурвитц смог разглядеть свои произведения, хотя для их поиска потребовалось 45 минут. Но из-за случайного касания зеркала скульптуры были утеряны, и от них остались лишь фотографии и трёхмерные модели.