Химики против клеточного бессмертия

Концы хромосом защищены специфическими последовательностями <abbr lang="ru" title="Дезоксирибонуклеиновая кислота">ДНК</abbr>, называемыми <a href="https://ru.wikipedia.org/wiki/Теломеры">теломерами</a>. Визуализируются здесь красным цветом.
Концы хромосом защищены специфическими последовательностями ДНК, называемыми теломерами. Визуализируются здесь красным цветом.

«Клеточное бессмертие» — звучит будто бы хорошо, но на практике это отличительный признак злокачественной опухоли. Для того чтобы человек жил, его клетки должны в нужное время отмирать. Научная группа Северо-Западного университета (Northwestern University, США) разработала перспективный молекулярный инструмент, нацеленный на подавление одного из основных механизмов клеточного бессмертия: фермент теломеразу.

Сверхэкспрессия теломеразы фиксируется примерно в 90 % раковых клеток человека. Стоящий за этим механизм — важный предмет изучения для исследователей рака. Нормальные клетки имеют ген теломеразы, но он, как правило, не активен.

«Теломераза — основной фермент, позволяющий раковым клеткам жить вечно, — говорит руководитель исследования профессор Карл А. Шейдт (Karl A. Scheidt). — Мы хотим уметь пресекать такое бессмертие. Мы разработали первую в своём роде маленькую молекулу, которая необратимо связывается с теломеразой, отключая её активность. Этот механизм предлагает новый путь для лечения рака и понимания клеточного старения».

Большую идею создания маленькой молекулы подсказала природа. Десять лет назад Шейдт заинтересовался биологической ролью хролактомицина, который производится бактериями и, как было показано, ингибирует теломеразу.

Шейдт и его команда использовали хролактомицин в качестве отправной точки при проектировании своих малых молекул. За прошедшие годы они создали более двухсот соединений, и соединение, названное NU-1, оказалось наиболее эффективным из испытанных. Синтез NU-1 прост — занимает менее пяти шагов.

«NU-1 ингибирует теломеразу в отличие от всего, что было до него, — сообщает Шейдт. — Оно делает это, образуя ковалентную связь. Ещё одно преимущество NU-1 заключается в том, что его молекулярная структура должна позволить учёным добавлять «полезную нагрузку», например терапевтическую».

Статья об исследовании опубликована в журнале ACS Chemical Biology.