Астрономы всё ближе к раскрытию тайны быстрых радиовсплесков

CHIME: The Canadian Hydrogen Intensity Mapping Experiment.

Астрофизики приближаются к раскрытию механизмов, вызывающих мощнейшие выбросы энергии, известные как быстрые радиовсплески (FRB). Опубликовано сообщение о новых успехах коллектива канадского радиотелескопа CHIME. Зафиксировано восемь повторяющихся FRB (ещё в начале текущего года мы знали о двух случаях повторения быстрого радиовсплеска).

Результаты наблюдений CHIME показывают, что события, провоцирующие быстрые радиовсплески, обычны в наблюдаемой Вселенной. Нам уже известно о сотнях, и становится понятно, что повторяются они тоже нередко. Увеличение массива доступных нам данных позволяет астрономам сравнивать характеристики как единичных, так и повторяющихся событий, и обнаружены некоторые закономерности. В частности, оказалось, что принимаемый нами сигнал по крайней мере некоторых повторяющихся радиовсплесков прошёл через сильное магнитное поле.

«Это самый захватывающий проект из тех, над которыми я работал на протяжении двадцати пяти лет», — говорит канадский астроном Брайан Гэнслер (Bryan Gaensler).

Действительно, что может быть интереснее для астрофизика, чем изучение процесса, при котором за несколько миллисекунд высвобождается энергия, эквивалентная испускаемой Солнцем в течение нескольких десятков тысяч лет?

Мы попросили прокомментировать эту новость астрофизика и популяризатора науки, доктора физико-математических наук, ведущего научного сотрудника Государственного астрономического института им. П. К. Штернберга — Сергея Борисовича Попова.

«Быстрые радиовсплески (FRB) были открыты в 2007 году. Однако как жгучая загадка они заявили о себе в 2013-м. С тех пор множество астрофизиков бьётся над проблемой происхождения этих миллисекундных всплесков радиоизлучения.

Оценки показывают, что всплесков много: на земном небе они появляются несколько тысяч раз в день.

Однако, поскольку радиотелескопы имеют маленькое поле зрения, до недавнего времени мы знали лишь о нескольких десятках таких событий. Причём определить точное место, откуда пришёл всплеск, нелегко. Поэтому точное месторасположение источника было известно лишь в одном случае источника повторяющихся всплесков.

Появление таких установок как ASKAP в Австралии и CHIME в Канаде, обладающих большим полем зрения, должно было помочь начать обнаруживать много источников. Так оно и произошло.

В частности, обнаружено и несколько новых источников повторяющихся всплесков.

С самого начала (хотя, вообще говоря, предлагались десятки самых-самых разнообразных гипотез: от космических струн до испарения белых дыр) многие учёные предполагали, что источниками являются молодые нейтронные звёзды (см. https://arxiv.org/abs/0710.2006 и обзор в https://ufn.ru/ru/articles/2018/10/c/).

Новые открытия с одной стороны не противоречат гипотезе о молодых нейтронных звёздах (например, — магнитарах) как источниках FRB. С другой, картина, на мой взгляд, стала несколько более запутанной.

Восьмёрка обнаруженных источников повторяющихся всплесков не идеально ложится в простую модель, в которой очень молодые (десятки лет) нейтронные звёзды с большими магнитными полями дают много всплесков (т.е. мы видим повторы), а более старые (тысячи и десятки тысяч лет) дают редкие всплески.

К сожалению, данные CHIME не позволяют определить точное положение источника, т.е. найти галактику, где он расположен. Придётся подождать ещё несколько месяцев, а может и пару лет. Тогда, будем надеяться, новые данные смогут прояснить ситуацию.

Скорее всего, источниками всё равно будут молодые нейтронные звёзды с большими магнитными полями. Но важны детали, и пока плохо понятен механизм излучения».

Страница проекта CHIME: https://chime-experiment.ca/