ЦЕРН начинает проектирование синхротрона следующего поколения, который будет втрое больше БАКа

Вид на ускорители на местности
Вид окрестностей Женевы с нанесёнными кольцами ускорителей частиц. Кольцо синего цвета показывает возможное расположение будущего ускорителя.

Европейский совет по ядерным исследованиям (ЦЕРН) приступил к работам по сооружению ускорителя элементарных частиц следующего поколения. Располагающийся в Женеве институт сообщил о выборе проектной организации, которая создаст модель грандиозного сооружения. Коллайдер, который сейчас известен под названием Future Circular Collider (Будущий кольцевой ускоритель), будет иметь окружность порядка 100 км.

Первым кольцевым ускорителем элементарных частиц, построенным на берегах Женевского озера, был Intersecting Storage Ring, запущенный в 1971 году. Он располагался на территории института и имел окружность около 1 км. Будучи первым в мире адронным коллайдером, он разгонял встречные пучки протонов до 26 ГэВ.

Второй ЦЕРНовский ускоритель имел окружность 6,9 км и уже не умещался на территории Швейцарии, частично заходя под французскую землю. Протонный суперсинхротрон (Super Proton Synchrotron) начал работу в 1976 году и был способен ускорять протоны до 400 ГэВ. После 1984 года большая физика элементарных частиц перекочевала в США, в Брукхейвенскую лабораторию и в Фермилаб, но с девяностых годов физики стали готовиться к экспериментам на новом гигантском ускорителе ЦЕРНа — Большом адронном коллайдере (Large Hadron Collider, LHC), который был запущен в 2008 году. БАК имеет окружность 27 км и почти целиком расположился на территории Франции, а Протонный суперсинхротрон выполнял для него роль предускорителя. Энергия сталкивающихся протонов в Большом адронном коллайдере составляла 7 ТэВ, что позволило решить основную задачу, ставившуюся перед ускорителем: доказать существование Хиггсовского бозона и оценить его массу.

И вот сделан ещё один шаг вперёд: швейцарский институт определил компанию-подрядчика, которой будет поручено выбрать место под новый ускоритель. По оценкам, его окружность составит 80—100 км, а протоны будут разгоняться до энергии в 50 ТэВ. Проект, известный пока под названием «Будущий кольцевой ускоритель» (Future Circular Collider), будет включать в себя 1232 дипольных ускоряющих электромагнита размером 15 метров и 392 квадрупольных фокусирующих, размером 7 метров.

Проект настолько сложен, что для проектирования компонентов ускорителя и моделирования расположения их на местности потребуется создание специального программного продукта, и уже с его помощью будет решено, какой вариант расположения на местности наиболее приемлем.

О конкретных сроках воплощения проекта говорить пока рано, а список вопросов, ответы на которые учёные хотят найти с помощь нового коллайдера, практически повторяет список основных проблем физики элементарных частиц. Среди этих вопросов — природа тёмной материи, причина малой массы нейтрино, ограничения Стандартной модели, поиск суперсимметричных партнёров элементарных частиц и проблема объединения всех фундаментальных взаимодействий.