На спутнике Сатурна Энцеладе найден необходимый для жизни строительный материал

Энцелад ― спутник Сатурна.

Поиск внеземной жизни в нашей Солнечной системе стал ещё более интригующим.

Команда учёных, в которую входит доктор Кристофер Глейн (Christopher Glein) из Юго-Западного научно-исследовательского института (Southwest Research Institute), обнаружила новые доказательства наличия в подповерхностном океане спутника Сатурна Энцелада одного из необходимых для жизни строительных блоков. Эти учёные, исследуя Энцелад с помощью данных миссии НАСА «Кассини», смогли непосредственно выявить присутствие на нём фосфора в виде фосфатов, выброшенных в космос из его покрытого льдом глобального океана. Космический зонд «Кассини» исследовал Сатурн и его систему колец и спутников более 13 лет.

«В 2020 году мы на основе геохимического моделирования сделали вывод (опубликованный через два года) о том, что в океане Энцелада полно фосфора, — рассказывает Глейн, ведущий специалист по внеземной океанографии и соавтор статьи в журнале «Nature», посвящённой данному исследованию. — Теперь мы обнаружили большое количество фосфора в образцах шлейфа ледяных частиц, который образует вода, когда океан выбрасывает её в космос».

Космический аппарат «Кассини» обнаружил подповерхностную жидкую воду Энцелада и проанализировал образцы шлейфа ледяных частиц и газов, вырывающихся в космос из трещин на ледяной поверхности этого спутника Сатурна. Благодаря анализатору космической пыли «Кассини» в классе насыщенных солями ледяных зёрен удалось зафиксировать наличие фосфатов натрия. Результаты проведённых группой наблюдений вместе с данными лабораторного моделирования позволяют утверждать, что фосфор в виде фосфатов — отнюдь не редкость в океане Энцелада.

Фосфор в виде фосфатов жизненно необходим для всех форм земной жизни. Он играет существенную роль в процессе формирования ДНК и РНК, молекул-носителей энергии, клеточных мембран, костей и зубов людей и животных и даже микробиома океанского планктона. Жизнь, какой мы её знаем, просто невозможна без фосфатов.

«Мы обнаружили, что концентрация фосфатов в создаваемом выбросами океана шлейфе данного спутника Сатурна, по меньшей мере, в 100 раз выше, чем в океанах Земли, — отметил Глейн. — Предсказать присутствие фосфата с помощью модели — здорово, но найти фактические доказательства этого присутствия гораздо интереснее. Это — ошеломляющий результат для астробиологии и важный шаг вперёд в поисках жизни за пределами Земли».

Одно из самых глубоких достижений планетологии за последние 25 лет — открытие того, что миры с океанами под поверхностным слоем льда — обычное явление в нашей Солнечной системе. К таким мирам относятся некоторые ледяные спутники планет-гигантов, например, Европа, Титан и Энцелад, а также более далёкие объекты, например, Плутон. Если миры земного типа, где океаны на поверхности, должны, чтобы не возникала ледяная корка, находиться в пределах узкого диапазона расстояний от своих родительских звёзд, то для миров с внутренними океанами этот диапазон расстояний намного шире, что позволяет предполагать наличие в галактике гораздо большего количества обитаемых миров.

«Геохимические эксперименты и моделирование говорят о том, что высокая концентрация фосфатов — результат повышенной растворимости фосфатных минералов в недрах Энцелада и, возможно, других, находящихся дальше Юпитера миров Солнечной системы с подповерхностными океанами, — говорит Глейн. — Благодаря данному открытию океан Энцелада стал рассматриваться как удовлетворяющий предельным условиям поддержания жизни. Следующий шаг ясен — нам следует вернуться к Энцеладу, чтобы выяснить, обитаем ли его пригодный для жизни океан».

Ведущий автор опубликованной в журнале «Nature» статьи «Обнаружение фосфатов в океане Энцелада» (“Detection of Phosphates Originating from Enceladus’ Ocean”) — Франк Постберг (Frank Postberg) из Института геологических исследований Свободного университета Берлина (Freie Universität Berlin), Германия. В исследовательскую группу входят учёные из 10 вузов разных стран. Глейн был ведущим исследователем из США.

Статью можно найти здесь: https://doi.org/10.1038/s41586-023-05987-9