5 октября Нобелевский комитет назвал лауреатов премии 2022 года по химии. Ими стали американцы Каролин Бертоцци (Carolyn Ruth Bertozzi) и Барри Шарплесс (Karl Barry Sharpless) и учёный из Дании Мортен Мелдал (Morten Meldal). Премия вручается им, как сказано на сайте комитета, «за развитие клик-химии и биоортогональной химии».
В комитете отметили, что доктор К. Бертоцци — восьмая женщина, получившая премию, а доктор К. Б. Шарплесс — пятый учёный, удостоенный двух Нобелевских премий (в 2001 году он уже награждался, совместно с Рёдзи Ноёри (野依 良治) и Уильямом Ноулзом (William Knowles), премией по химии, с формулировкой: «За исследования, используемые в фармацевтической промышленности — создание хиральных катализаторов окислительно-восстановительных реакций»).
Йохан Аквист (Johan Aqvist), председатель комитета по химии, сказал, что в этом году премия присуждена за то, чтобы «не усложнять вопросы, а работать легко и непринуждённо».
«Клик-химия почти такова, как звучит, — пояснил он суть научной области, название которой доктор Шарплесс придумал в 2000 году. — Всё дело в том, чтобы соединить молекулы вместе. Представьте, что к различным типам химических строительных блоков можно прикрепить маленькие застёжки. Тогда вы могли бы соединить эти застёжки друг с другом и получить молекулы большей сложности и вариативности».
Вскоре после того, как доктор Шарплесс выдвинул эту концепцию, он и доктор Мелдал независимо друг от друга открыли химическую реакцию, называемую катализируемым медью азид-алкиновым циклоприсоединением (CuAAC). Сегодня она считается важнейшей «клик-реакцией».
«Когда была обнаружена эта реакция, это было подобно открытию шлюзов, — рассказывает Улоф Рамстрём (Olof Ramström), член Нобелевского комитета по химии. — Мы использовали её везде, чтобы построить всё».
Доктор Бертоцци, в свою очередь, смогла применить эту реакцию к биомолекулам, часто встречающимся на поверхности клеток в живых организмах, не повлияв при этом на процессы внутри клеток.
Её работа «произвела революцию в том, как мы можем видеть и изучать молекулы в живом теле», — сказал доктор Рамстрём.
Разработав новаторский метод картирования биомолекул на поверхности клеток, доктор Бертоцци позже изобрела способ производства клик-реакций и построения сложных молекул в нужных местах внутри живых организмов. Эти так называемые биоортогональные реакции с тех пор широко применяются в частности в фармацевтических разработках разного рода таргетированных терапий, в том числе для лечения рака.
Это третья Нобелевская премия, присуждённая на этой неделе. В понедельник в Стокгольме вручали премию по физиологии и медицине, во вторник — по физике.