Сперматозоид вертит хвостом

Если смотреть на сперматозоид сверху в обычный микроскоп, дающий «‎плоскую» картинку, кажется, что его жгутик движется влево-вправо, но на самом деле это не так.

Более 300 лет назад нидерландский учёный Антони ван Левенгук впервые рассмотрел сперму под микроскопом и заявил, что сперматозоиды обладают «‎хвостом», колебания которого вправо-влево схожи с движениями плывущего угря. Недавно международная команда исследователей из Бристоля и Мексики выяснила, что симметрично движущийся «хвост» сперматозоида — оптическая иллюзия.

С помощью трёхмерной микроскопии и высокоскоростной камеры, записывающей более 55 000 кадров в секунду, учёные запечатлели сперматозоид с разных ракурсов и реконструировали его движение в 3D. В итоге специалисты пришли к выводу, что «‎хвост» (жгутик) сперматозоида движется не симметрично вправо-влево, а совершает вращательные движения только в одном направлении. Сперматозоиды преобразовывают вращательные колебания жгутика в поступательное движение — подобно лодке, приводимой в движение вращающимся гребным винтом. По словам авторов исследования, если смотреть на сперматозоиды сверху через двумерные микроскопы, создаётся впечатление, будто жгутик колеблется симметрично из стороны в сторону, хотя в реальности это, как теперь известно, не так.

Работа опубликована в журнале Science Advances.