Всё больше данных в пользу того, что динозавры были теплокровными

Динозавр. Представление художника.

Какая температура тела была нормальной для динозавров? Этот вопрос уже некоторое время не даёт покоя исследователям. Одна из ранних версий — что они, подобно современным ящерицам, были холоднокровными — имеет под собой всё меньше оснований. Теперь больше поводов думать, что динозавры были теплокровными.

Сомнения закрались тогда, когда учёные обнаружили, что птицы филогенетически связаны с динозаврами. Это открытие заставило учёных задуматься — может быть, динозавры, как и их пернатые потомки, имели тёплую кровь.

Но для того, чтобы исследовать температуру вымерших животных, не было хорошего метода. Одним из способов изучения этого вопроса был анализ зубной эмали, который, хоть и подтверждал новую версию, но оставлял место для сомнения.

Недавнее исследование подтвердило, что динозавры действительно были теплокровными. Теперь это можно сказать с достаточно большой уверенностью: учёные пришли к такому выводу в результате анализа окаменелостей скорлупы динозаврьих яиц, которые формировались внутри тела, то есть по ним можно с большой точностью судить, «тепло ли было у динозавра на сердце».

«Наши результаты показывают, что у всех основных групп динозавров температура тела была выше, чем в окружающей среде. <...> Находка указывает на то, что способность метаболически повышать температуру тела была одной ранних черт, развившихся у динозавров», — прокомментировала геофизик Робин Доусон (Robin Dawson) из Йельского университета (Yale University).

Окаменелости яичной скорлупы динозавра в поперечном сечении под микроскопом с использованием кросс-поляризованного света.

В своём исследовании Доусон и её коллеги изучили фрагменты яичной скорлупы динозавров, обитавших на территории современной Канады примерно 75 миллионов лет назад, в частности, крупного травоядного вида Maiasaura peeblesorum и более мелкого птицеподобного Troodon formosus.

Они также исследовали скорлупу, найденную на территории современной Румынии, возраст которой оценивается примерно в 69 миллионов лет. Она предположительно принадлежит карликовому зауроподу-титанозавру.

Используя подвид изотопной палеотермометрии с использованием «слипшихся изотопов» (clumped isotope palaeothermometry), исследователи проанализировали химические связи в древнем карбонатном минерале, из которого состоит скорлупа яиц.

В частности, атомный порядок изотопов углерода и кислорода в молекулярной решётке указывает на температуру, при которой был образован материал. В нашем случае, это будет внутренняя температура тела мамы-динозаврихи, которая когда-то отложила эти яйца.

Окаменелости яиц динозавра Troodon.
Окаменелости яиц троодона.

Используя этот метод, команда обнаружила, что температура тела, при которой динозавриха откладывала яйца, была выше температуры окружающей среды. Другими словами, динозавры были эндотермическими животными, то есть, способными к внутренней выработке тепла, в отличие от эктотермических животных, полагающихся на тепло окружающей среды. Разброс разницы внешней и внутренней температур колебался от 3 до 16 градусов.

В статье по результатам исследования указано, что представители всех основных эволюционных линий динозавров, независимо от их размера тела, имели повышенную относительно окружающей среды температуру тела.