Google опубликовал самое большое изображение коннектома

Новый коннектом.

Исследователи из Google и Janelia Research Campus выложили в открытый доступ самую большую из когда-либо опубликованных в мире для какого-либо животного карту нейронов — коннектом плодовой мушки. Это важный шаг в направлении понимания того, как работает мозг.

Карта представляет собой трёхмерную модель, на которой изображены 25 000 нейронов мушки-дрозофилы. Это всего четверть от всего количества нейронов дрозофилы, которых примерно 100 тысяч (а у человека — около 86 миллиардов). Представлены разные виды нейронов из разных зон мозга.

Команде потребовалось провести немалую работу — они нарезали зоны мозга плодовой мушки на слои толщиной в 20 микрон — это примерно ⅓ толщины человеческого волоса. (Кстати, мозг плодовой мушки — размером примерно с маковое семечко). Затем эти слои фотографировали с помощью электронного микроскопа и потом пытались связать полученные изображения между собой.

В результате получилась детальная карта, в которой относительно мало пробелов и разрывов в нейронных связях, поэтому по ней можно изучать, как взаимодействуют нейроны в мозге мушки.

Помимо разрезания и съёмки слоёв мозга, потребовалось ещё два года на то, чтобы перепроверить, насколько правильно программа, разработанная Google, склеила двухмерные слои в трёхмерную картинку. Исследователи перепроверили каждый нейронный путь — то есть, прошлись по 20 миллионам синапсов.

Карту может скачать любой, также команда опубликовала в открытом доступе своё исследование.

Сама по себе карта мозга не является научным открытием, но на её основе можно будет провести множество исследований, а из-за того, что она находится в открытом доступе, на ней смогут экспериментировать не только учёные из высокопрофильных и хорошо финансируемых институтов.