Древний китаец — родственник кроманьонцу из Бельгии и индейцам Амазонки

Родственные связи древних и современных популяций Евразии и Америки, включая Тяньюань.

За последние годы учёным удалось добыть ДНК из останков многих древних европейцев. А вот Азия в этом отношении отстаёт. Правда, 4 года назад исследователи сообщили о расшифровке генома древнего сапиенса из китайской пещеры Тяньюань возрастом 40 тыс. лет. Сейчас палеогенетики проделали эту работу ещё раз, с бóльшим разрешением и использованием новых технологий. Особые усилия были приложены для того, чтобы избавиться от бактериальных загрязнений и посторонней — современной — человеческой ДНК. Неожиданные выводы учёных опубликованы в Current Biology.

Сначала — о результатах закономерных и подтвердивших данные 4-летней давности. Напомним: в 2013 году удалось показать, что индивид из Тяньюань больше всего похож на современных обитателей Восточной и Юго-Восточной Азии, а также на жителей Океании и коренных американцев. Сходств с европейцами значительно меньше.

Однако тогда тяньюаньца не сравнили с древними сапиенсами Евразии — только с современными. Поскольку за 40 тыс. лет евразийские популяции наверняка смешивались, это могло исказить результат. Поэтому на этот раз, помимо нынешних популяций, авторы сравнили ДНК из Тяньюаня с древними европейцами близкого возраста — такими как Костёнки XIV из Воронежской области, Гойе Q116-1 из Бельгии и Дольни-Вестонице 16 (Чехия).

Что же получилось?

Тяньюань снова показал больше сходства с древними и современными популяциями Азии и Америки, чем с европейцами. При этом популяции восточной и юго-восточной Азии вместе с коренными американцами более родственны друг другу, чем человеку из Тяньюань. Значит, тяньюанец принадлежал к некой общей восточной популяции до того, как она распалась на азиатские и американскую ветви. Кроме того, можно сделать вывод, что европейцы отделились от азиатов более 40 тыс. лет назад.

Мы уже знаем, что в Евразии в начале верхнего палеолита существовало множество разных популяций. К одной из них, предковой для современных европейцев, принадлежал человек из Костёнок XIV (37 тыс. лет). Вторая — к которой относился Тяньюань — вероятно, дала начало современным популяциям востока и юго-востока Азии. Третья популяция, включавшая Усть-Ишим (45 тыс. лет) и Пештера-ку-Оасе 1 (40 тыс. лет), не связана ни с какой современной группой людей. Нужно добавить к ним «базальную евразийскую популяцию», чьими потомками являются как европейцы, так и жители Ближнего Востока.

Так вот о неожиданных результатах: кроманьонец Гойе Q116-1, живший на территории Бельгии 35 тыс. лет назад, неожиданно оказался ближе к Тяньюань, чем другие западноевразийские индивиды. Исследователи утверждают, что такой результат невозможно объяснить загрязнением или ошибкой, и что объяснение только одно: популяции, которым родственны Тяньюань и Гойе, смешивались.

Любопытно, что у древних европейцев, близких к Гойе, таких как Эль-Мирон из Испании (19 тыс. лет), родства с Тяньюань не обнаружилось. Современные азиаты также не более родственны Гойе, чем другим жителям палеолитической Европы. Митохондриальная ДНК Гойе Q116-1 принадлежит к гаплогруппе М — от неё происходят гаплогруппы, встречающиеся в Азии, Океании, у коренных американцев, но почти полностью отсутствующие у европейцев.

Это не первое исследование, показывающее связи между древними популяциями запада и востока Евразии. Можно вспомнить Мальту 1 (24 тыс. лет) или человека из Афонтовой Горы (16 500 лет), в их геномах тоже есть следы потока генов с юго-востока Азии. История современных популяций Евразии — сложный процесс, и после разделения предков европейцев и азиатов продолжался обмен генами.

Неандертальской примеси у Тяньюаня примерно столько же, сколько у других евразийцев верхнего палеолита (4—5%) — немного больше, чем у современных людей. А вот такого количества денисовской ДНК, как у жителей Океании, у Тяньюаня не нашли. Не выявил анализ и примесей других гипотетических архаических групп, хотя в строении останков Тяньюаня архаика имеется.

Костные фрагменты из пещеры Тяньюань, из которых извлекалась дезоксирибонуклеиновая кислота. Источник: MPI for Evolutionary Anthropology
Костные фрагменты из пещеры Тяньюань, из которых извлекалась ДНК. Источник: MPI for Evolutionary Anthropology.

И ещё одна необычность. Хотя большинство американских популяций одинаково близки к нашему тяньюаньцу, у трёх групп из Южной Америки — суруи и каритиана в Бразилии («амазонцы») и чане севера Аргентины и юга Боливии — оказалось больше совпадений. Недавно было показано, что две амазонские популяции — эти самые — находятся в родстве с папуасами и андаманцами. Из этого делался вывод о как минимум двух волнах миграции из Евразии в Америку. Согласно новому исследованию, амазонцы похожи на Тяньюань в той же степени или даже больше, чем на папуасов и андаманцев онге. В геномах амазонцев оказалось 9—15% от некой предковой популяции, родственной Тяньюаню и жителям Океании.

Итак, популяция, связанная с Тяньюанем, родственная предкам современных папуасов и онге, просуществовала в Азии как минимум до колонизации Америки и передала свои гены нынешним индейцам. При этом Тяньюань не относился к популяции, от которой напрямую происходят современные азиаты, а скорее входил в тупиковую группу, отделившуюся от такой предковой популяции. Именно поэтому в его геноме есть следы родства с Гойе и «амазонцами» — чего у современных азиатов мы не наблюдаем.