Австралийский «Парк Юрского периода»

Среди тысяч следов попадаются вот такие отпечатки ног зауроподов.

Учёные из Квинслендского университета (University of Queensland) и Университета Джеймса Кука (James Cook University) обнаружили в Австралии «Парк юрского периода» — огромное количество следов динозавров, среди которых можно выделить около двадцати разных типов. Палеонтологи тщательно их задокументировали и опубликовали статью в Journal of Vertebrate Paleontology.

Уникальный «заповедник» следов расположен в Джеймс Прайс Пойнт (James Price Point) в 50 километрах от города Брум на полуострове Дампир. Ведущий автор исследования, Стив Солзбури (Steve Salisbury), называет это место «Серенгети мелового периода» и говорит, что у него нет аналогов в мире. «Оно крайне важно, поскольку содержит сведения о нептичьих динозаврах в западной части континента. Кроме того, это единственная возможность получить представление о динозавровой фауне Австралии первой половины раннего мела, — говорит Солсбери. — Это волшебное место — австралийский Парк Юрского периода среди потрясающей дикой природы».

В 2008 году австралийское правительство решило построить в Джеймс Прайс Пойнт завод по производству сжиженного природного газа. Представители коренного народа Гуларабулу (Goolarabooloo) предупредили доктора Солсбери и его коллег, и учёные отправились изучать и документировать следы на берегу океана. «Мы хотели показать миру, что поставлено на кон», — объясняет абориген Филлип Роу (Phillip Roe). Для местных жителей следы — важная часть культуры, по легенде их оставил Марала — прародитель племени. «Марала был законодатель. Он дал стране правила, которым мы должны следовать. Как себя вести, как поддерживать равновесие вещей», — рассказывает Роу.

Следы и их гипотетические владельцы в сравнении с человеком.

Следы расположены в прибрежной зоне на так называемом Брумском песчанике (Broome Sandstone). И хотя здешние породы продержались около 127—140 миллионов лет, современные люди запросто могут стереть следы с лица земли. «Любое движение песка, вызванное работой предприятия, к примеру, пристани, может их уничтожить», — говорит местная жительница Ян Льюис (Jan Lewis). Пока этого не случилось, учёные поставили цель описать это уникальное место. Действовать приходилось быстро — большую часть дня следы находились под водой, и нужно было успеть сделать необходимые измерения во время отлива. Ускорить процесс помогли дроны: комбинируя съёмки с воздуха и другие данные, палеонтологи получили 3D-модель местности.

Исследования заняли 5 лет. Учёные провели на берегу 400 часов, и нашли около тысячи следов динозавров. Примерно 150 из них можно отнести к 21 виду уже известных животных. «Там есть пять разных видов следов хищных динозавров, минимум шесть видов принадлежат длинношеим травоядным зауроподам, четыре — двуногим травоядным орнитоподам и ещё шесть — бронированным динозаврам», — рассказывает Солсбери. — Среди этих следов есть единственное подтверждённое свидетельство существования стегозавров в Австралии. Кроме того, там есть самые крупные из когда-либо описанных следов динозавра. Некоторые следы зауроподов длиной около 1,7 метров».

Кстати, история со строительством завода закончилась благополучно. В 2011 году местность объявили национальным достоянием, а спустя ещё два года проект стал экономически невыгодным и закрылся. И всё равно учёные торопились не зря: они успели описать следы, которые позже погребло под песком. Удастся ли другим группам когда-нибудь до них добраться — неизвестно. Палеонтологи признаются, что могли пропустить другие важные находки, если они так же прячутся от посторонних глаз. Что касается Гуларабулу — они очень рады, что следам Марала ничего не угрожает, но предвкушают новую проблему — туристов. Теперь, когда все СМИ написали о «Парке Юрского периода», можно ждать на берегу толп с фотоаппаратами.