Открыт новый водный покемон

Полип <i>Sphenopus exilis</i>.
Полип Sphenopus exilis.

Японские учёные обнаружили новый вид зоантарий — коралловых полипов из подкласса шестилучевых. Необычное животное меньше своих сородичей, живёт в одиночку и отказывается сотрудничать с одноклеточными водорослями. Описание нового вида опубликовано в журнале ZooKeys.

Исследователи Кагосимского университета (яп. 鹿児島大学) и Университета Рюкю (яп. 琉球大学) заметили одиночный полип, изучая морскую флору и фауну у восточного побережья острова Окинава. Животное было почти полностью погребено под рыхлыми отложениями морского дна, наружу выглядывали только ротовой диск и щупальца. «Этот вид открыли только потому, что правильные люди оказались в правильном месте в правильное время», — комментирует один из авторов исследования Джеймс Реймер (James Reimer).

Большинство известных видов зоантарий — колониальные животные (их также называют колониальными анемонами). Многие из них обитают на мелководьях субтропических и тропических регионов, большие сообщества чаще всего наблюдают на коралловых рифах. Однако обнаруженные исследователями полипы были одиночными. Кроме того, они не содержали зооксантелл — одноклеточных водорослей, которые вступают в симбиоз с некоторыми морскими беспозвоночными и, как правило, сосуществуют с зоантариями.

Об одиночных зоантариях известно немного. Описано только три вида полипов-отшельников, и все эти открытия сделаны более ста лет назад. Новый вид, названный Sphenopus exilis, гораздо меньше одиночных животных того же рода: полипы достигают всего трёх сантиметров в длину. Представителей S. exilis удалось обнаружить в бухтах Кин и Оура на восточном берегу острова Окинава, о других местах обитания на данный момент неизвестно. В бухте Оура планируют построить военную базу и устроить свалку, и учёные опасаются за судьбу нового вида.

Схема строение полипа Sphenopus exilis.

Зоантарии (лат. Zoanthidea) или корковые кораллы представляют собой небольшую группу кишечнополостных, чаще — колониальных, реже — одиночных, лишённых скелета и напоминающих мелких актиний. Насчитывают около 150 видов, освоивших различные места обитания — от мелководий до больших глубин. Зоантарии — преимущественно колониальные животные, у колониальных зоантарий отдельные полипы объединены и прикрепляются к субстрату стелющейся мембрановидной пластинкой или сетью коротких отростков. Размеры отдельных полипов в составе колонии обычно не превышают пары сантиметров, одиночные представители могут быть заметно крупнее.

В настоящее время в составе Zoanthidea выделяют два подотряда — Brachycnemida и Macrocnemida и семейство Abyssoanthidae с неясным положением (включает единственный вид). Новый вид, Sphenopus exilis, принадлежит к семейству Sphenopidae подотряда Brachycnemida.