Обезьяны с возрастом становятся более избирательны в общении

Маготы — обезьяны, демонстрирующие сложное социальное поведение
Маготы — обезьяны, демонстрирующие сложное социальное поведение.

С возрастом люди становятся разборчивы в том, как они проводят своё время и с кем они его проводят. Учёные, основываясь на ряде экспериментов и поведенческих исследований, сообщают в журнале Current Biology, что подобные изменения в поведении происходят и у берберских макак — маготов.

«Сильная психологическая теория предполагает, что люди становятся более социально избирательны, когда они осознают, что время их жизни ограничено, например, в старости», — говорит Лаура Алмелинг (Laura Almeling) из Германского центра изучения приматов (нем. Deutsche Primatenzentrum) в Гёттингене, Германия. «Мы предполагаем, что обезьяны не знают, что их будущее время ограничено. Поэтому, если они демонстрируют подобные мотивационные изменения в старости, их избирательность не может быть соотнесена с их знанием об ограниченном времени в будущем. Вместо этого мы должны принять во внимание возможность, что физиологические изменения у стареющих обезьян и людей способствуют повышению избирательности».

Учёные исследовали избирательность в поведении маготов относительно их несоциального и социального окружения в большой выборке из более 100 обезьян разного возраста, содержащихся в вольере «La Forêt des Singes» («Лес обезьян») в Рокамадуре.

Чтобы оценить степень интереса обезьян к новым вещам, исследователи дали им новые объекты, такие как игрушечные животные, куб, наполненный красочными кусками пластика, плавающими в вискозной жидкости, непрозрачную трубку, закрытую мягкой тканью с обоих концов и с пищей внутри. С началом взрослой жизни, обезьяны теряли интерес к новым объектам. Только трубка с пищей продолжала вызывать интерес почти у всех, но самых старых обезьян не заинтересовала и она.

Для изучения их социальных интересов, исследователи показывали обезьянам фотографии новорождённых детёнышей, «друзей» и «не-друзей» и включали записанные крики «друзей» и «не-друзей». Также проводились наблюдения за тем, как часто и как долго обезьяны взаимодействовали друг с другом. Учёные обнаружили, что старые обезьяны сохраняли живой интерес к другим обезьянам, особенно когда другая обезьяна была социально значима в их группе. Старые самки продолжали издавать голосовые сигналы в качестве реакции на взаимодействия членов группы рядом с ними, такие как обращение с детёнышами или конфликты. Однако старые самки участвовали в меньшем количестве социальных взаимодействий, хотя другие члены группы продолжали «вкладываться» в отношения с ними.

«С возрастом обезьяны становились более избирательны в своих социальных взаимодействиях, — говорит Алмелинг. — У них было меньше друзей, и они вкладывали меньше усилий в социальные взаимодействия. Интересно, однако, что они всё ещё интересовались тем, что происходит в их социальном мире».

«Старые самки продолжали особенно сильно реагировать на крики о помощи своего лучшего друга, — добавляет Алмелинг. «Старых самцов до сих пор преимущественно интересуют фотографии новорождённых», — говорит она, отметив, что самцы маготов используют детёнышей в качестве символов статуса.

В целом, исследования показывают, что, как и люди, обезьяны становятся с возрастом более избирательными: они выбирают социальную, а не не-социальную информацию и они более избирательны в социальных взаимодействиях. Тем не менее, подобное общественное поведение не связано с общей потерей интереса к другим. «Изменения в социальном поведении обезьян и человека могут происходить в отсутствие понимания ограниченности времени, и скорее всего, глубоко укоренились в эволюции приматов», — заключает Александра Фройнд (Alexandra Freund) из Цюрихского университета (нем. Universität Zürich), также принимавшая участие в исследовании.

Юлия Фишер (Julia Fischer), руководитель исследования, предполагает, что «старые обезьяны могут тратить меньше времени на общение, потому что они находят социальные взаимодействия всё более стрессовыми и поэтому избегают их». Она говорит, что она и её коллеги изучат эти вопросы и изменения в когнитивной деятельности обезьян в будущих исследованиях.